Для сознания средневекового человека смысл жизни сводился к трём идеям:
Не взирая на земное благополучие, человек всё равно предстанет перед Богом в загробном мире, где нет неравенства, а значит, что все людие равны между собой. Следовательно, главное – нужно позаботиться не о земной жизни, а загробной жизни: ведь земная жизнь преходяща, а душа вечна. Человек эпохи средних веков полагал, что в продолжении всей его жизни на нём скапливаются его различные грехи, совершённые им и в которых человек не раскаялся путём церковного таинства исповеди.
В таинстве исповеди проявилась характерная для Средневековья идея раздвоенности, по которой человек сущностно имел две роли, а именно, это, во-первых, роль подсудимого, отвечающего за свои земные поступки, а, во-вторых, это роль прокурора, потому что человек сам обязан будет проанализировать своё поведение перед Богом. Свою законченность человеческая личность приобретала только тогда, когда имелась заключительная оценка жизни человека и всех его поступков.
Такое самовосприятие человека эпохи средних веков выходило за пределы реального мира. Всемогущего Бога интерпретировали в качестве Судьи. При этом интересно, что если в раннее Средневековье Бога воспринимали в виде сурового, но по-отечески любящего Судии, то в позднее Средневековье Бог воспринимался уже как беспощадный и мстительный. Почему так произошло? Крайнее усиление страха перед Богом объясняется кризисом средневекового христианства и концом эпохи средних веков.
Божий Суд тоже был двух видов. Первый суд носил индивидуально-частный характер и происходил после смерти каждого человека. Второй Суд по-другому ещё назывался Страшным Судом, и он должен был произойти после Второго Пришествия Иисуса Христа и конца Света. На этом, втором, суде судили ещё раз всех представителей рода человеческого за всю его историю: от момента возникновения и до Второго пришествия.
В этой связи большой интерес средневековых богословов вызывало осмысление смысла человеческой истории. Здесь главной проблемой был вопрос об историческом времени.
Человек эпохи средних веков жил в постоянном ощущении ничтожности земного мира и в ожидании приближающейся вечности. Этому человеку не нужно было время, потому что время отвлекало его от работы, которая являлась не более, чем отсрочкой перед основным моментом истории - Страшным Судом.
Средневековые богословы пришли к выводу о линейном течении времени. В понимании священной истории время длится от момента творения Богом этого мира и человека в нём через страдания Иисуса Христа и к концу истории — Второму пришествию Иисуса Христа, Страшному Суду и концу истории. Таким образом, в понимании исторического времени огромную роль играло ожидание конце света (по-научному, эсхатологические мотивы средневековой философии и мышления).
Богословы старались решить вопрос об историческом времени и его вечности. Этот вопрос был сложным, так как ему тоже был свойственна двойственность:
Неоценимое значение на проблему разработки концепции истории оказали труды раннехристианского философа 5 века нашей эры – Блаженного Августина. Августин старался растолковать такие составляющие понятия времени, как прошлое, настоящее и будущее. С точки зрения Августина, реально исключительно настоящее время, прошлое время существует в человеческом сознании в виде памяти, а будущее время (как ещё не свершившееся) живёт в потенции, то есть в надежде. Время в единой ипостаси существует только в Боге, потому что он есть Вечность. Понимание времени, высказанное Блаженным Августином, на многие века стало краеугольным камнем христианского сознания эпохи средних веков.
Блаженный Августин интересовался историей человечества, опираясь на труда отцов христианской церкви, которые утверждали, что всё высказанное ветхозаветными пророками в любом случае осуществляется в определённые, ограниченные временем, сроки. Отсюда происходило мнение, что история, даже если признать единичность всех ее событий, потенциально предсказуема, и поэтому в ней есть смысл. Фундамент этого смысла расположен в Божьем Предвидении и предопределении, равно как и божественном надзоре за человечеством. Все совершающиеся события должны (по-другому и быть не может), считал Августин, служить осуществлению изначального существующего в божественном сознании плана. Этот план состоит вот в чём:
В отличие от своих предшественников-богословов для Блаженного Августина несоизмеримо больший интерес представляет логика истории, а не её хронология. Этим философским идеям обоснования логики истории посвящён трактат Блаженного Августина, который называется «О граде Божьем». Здесь речь идет о всеобщем духовном единении людей.
Фома Аквинский, живший в 13 веке, считается самым известным и лучшим богословом эпохи средних веков. Для католической церкви его труды сохраняют актуальность вплоть до наших дней (21 век).
Фома Аквинский утверждал, что разум – это высшая из человеческих характеристик. Разум позволяет человеку делать выбор между добром и злом. Разум, с точки зрения Фомы Аквинского, всегда направлен на поступок, а не на осмысление или умозрительную деятельность. В философском мышлении Фомы Аквинского отдельные люди получили право на реальное бытие.