Средневековая философия Европы — очень важный период в истории философии. Этот период, длившийся с 5 по 15 века нашей эры, связан, главным образом, с христианской религией. Основная характеристика мышления эпохи средних веков состоит в том, что развитие философии было наполнено религиозной проблематикой. Философия была подчинена религии. «Философия – это прислужница теологии» – так говорили в Средневековой Европе. Важно отметить, что основная часть средневековых ученых были монахами, а монастыри играли роль центров культуры. Христианская церковная организация подчинила себе образование и науку. В этой ситуации философия развивалась только в рамках церковной идеологии.
Главные вопросы философии средневековой Европы были такими:
Все перечисленные вопросы демонстрируют склонность средневековой европейской философии к обожествлению мира, а также её направленность на установление правил добродетельного христианского поведения.
Священная книга христиан – Библия – рассматривалась как древнейший и наиболее авторитетный исторический источник о существовании этого мира. Библия воспринималась как средоточие божьих откровений, а, следовательно, и как главный критерий оценки любых философских теорий. Очевидно, что в Библии содержались мысли, принципиальным образом различавшиеся с политеистическим миропониманием. Основная идея Библии – это идея единого, неповторимого Бога, существующего в сверхъестественном мире. Эта идея исключала политеизм в любом виде и ставила во главу угла мысль о едином бытии окружающего мира.
В этой связи, особую роль стала играть экзегетика — умение верного понимания идей Библии. Поэтому и вся философская мысль была «экзегетична» во всех своих проявлениях. Под этим понимается, что большое внимание придавалось тексту библейских книг и вариантам их толкования. Мерилом истинности той или иной теории стало тождественность духу и слову Библии. Возникла сложное соподчинение библейских текстов, в котором первое место было за каноническими рассказами о жизни и смерти Иисуса Христа (Евангелиями), а уже после них принимались во внимание апостольские послания, изречения пророков, и отцов-основателей церковной организации.
Библейский текст являлся альфой и омегой какой бы то ни было философской теоретической выкладки. Библейский текст анализировался на следующих уровнях:
При анализе библейского текста играли роль все достижения логики, в том виде, в котором её разработал в 4 веке до нашей эры древнегреческий философ Аристотель. Такое отношение к библейским книгам привело к возникновению так называемого «псевдоавторства» (или, по-другому, «лже-авторства»). Суть псевдоавторства сводилась к тому, что автор намеренно выдавал свои произведения за библейские тексты, написанные ветхозаветными пророками или учениками Иисуса Христа. Делалось это с целью придания своим трудам (и заключённым в них мыслям) особой значимости в глазах образованной философско-богословской общественности.
Для философии эпохи средних было характерно стремление к наставлению читающих. Этому способствовало направленность на значимость образования для движения к духовному спасению, то есть для движения к Богу.
обычно средневековые философские тексты писались в виде диалогов авторитетного наставника и тихого, жаждущего знаний воспитанника. Определяющее качество средневекового воспитателя —всесторонность его знаний, подтверждённая великолепным знанием Библии, а также законов логики древнегреческого философа Аристотеля. Такая энциклопедичность позволяла наставнику делать какие-либо выводы из текста Священного писания.
В философии европейских средних веков выделяют два этапа:
Черты, на основе которых выделяют эти этапы, различны. Однако, чаще всего, руководствуются датами жизни тех или иных великих философов. Так, например, вершиной патристики является философ Августин Блаженный (жил с 354 по 430 годы нашей эры), а вершиной схоластического этапа признано творчество «божественного доктора» – философа Фомы Аквинского (жил с 1223 по 1274 годы).
На этапе патристики произошло оформление христианского миропонимания, в котором определяющую роль сыграли элементы неоплатонизма (философии последователей древнегреческого философа Платона). На этапе схоластики определяющую роль сыграло влияние на богословие со стороны философии древнегреческого мыслителя 4 века до нашей эры – Аристотеля (ученика Платона, развившего свою собственную, отличную и противостоящую взглядам Платона философскую систему).
Блаженный Августин написал много трудов, направленных против противников христианского учения, ему также принадлежат разнообразные историко-филологические работы по проблемам библейского текста. Главных сочинений у него два: трактат «О граде Божьем» и «Исповедь», в которой он рассказал о своей жизни. В целом, Блаженный Августин – это прекрасный пример средневекового философского мышления.
Будучи христианином, Блаженный Августин полагал, что Бог создал мир из ничего. Таким образом, по Августину, Бог создал первоматерию и время, хотя сам Бог находится за пределами категории времени.
Бог, с точки зрения Блаженного Августина, равен вечности. В отличие от Бога человек существует в прошлом и настоящем, но при этом ещё имеет (как бы в потенции) и будущее. Все три присущих человеку времени смыкаются в принадлежащей Богу вечности.