Средние века охватывают период от 5 до 15. Философия в это время развивалась в форме схоластики и была подчинена богословию. Этот факт предопределил основные проблемы философии Средневековья.
Истоки средневековой философии находятся в монотеистической христианской религии, по которой Бог изначально предопределил жизнь мира и человека. Мысль о создании мира Богом лежит в основе средневековой теории бытия, а мысль о божественном откровении лежит в основе средневековой гносеологии.
Библия (высших авторитет в эпоху средних веков) утверждает, что Бог создал всё сущее из ничего за 6 дней. Таким образом, Бог всемогущ, потому что было достаточного одного его желания (воли), чтобы существовал мир. Бог стоит выше природы.
Другой важный принцип, определяющий существование Бога – это, то, что Бог есть первоначало всего, а вест мир – следствие этого первоначала. Разумеется, с точки зрения средневековых богословов, истинным существованием обладает только Бог. Характеристики Бога таковы:
Раннесредневековый богослов 5 века нашей эры – Августин Блаженный – утверждал, что Бог равен бытию, потому что так следует из смысла Библии. Бог недоступен для познания со стороны человеческого разума, но он раскрывается человеку через Библию.
Понимание онтологии в средневековой философии выразилось в утверждении: «сущее и творящее добро обратимы». Поскольку Бог является единственной сущностью, которая есть и само бытие, и само предельное благо, то всё, к чему он приложил свою руку (этот мир) точно так же, как и он, есть благо и совершенство.
Подобные мысли приводят к идеи о том, что зло не существует в этом мире, потому что всеблагой и всемогущий Бог не мог создать зла: Бог по определению есть бесконечное добро, и только добро. Поэтому люцифер является, по мнению средневековых богословов, небытием, пытающимся принять форму сущего, а миром всё-таки управляет добро, идущее от Бога.
Ранние христиане довольствовались тем, что познавали Бога и этот мир через идеи, идущие от веры. Им не нужны были какие-либо логические доказательства существования Бога. Более того, они отрицали, что Бога в принципе можно как-то познать через логику, олицетворённую в разуме. Такую позицию особенно ярко выразил богослов Тертуллиан (годы жизни с 160 года по 222 год нашей эры ), сказав: «Кредо квиа абсурдум», что переводится с латинского языка как «Верую, ибо нелепо», т.е. не важно, что говорит разум и логика, человек верит, потому что он верит, и никаких других доказательств существования Бога не надо, достаточно одной веры.
Однако дальнейшее развитие схоластики, идущее параллельно с увеличением научных знаний, привело к отказу от позиции Тертуллиана по проблеме о соотношении знаний с опорой на веру и знаний, добытых с помощью логики.
Воплощением идеи логического доказательства существования Бога является фигура величайшего философа эпохи средних веков – Фомы Аквинского,– который жил в 13 веке. Философия Фомы Аквинского есть воплощение христианской идеологии. Его мысли о реальности непротиворечивого объединения разума и веры можно резюмировать следующим способом:
Безусловно, Фома Аквинский считал, что вера – это более высокая и совершенная форма познания, нежели разум. Вера идёт от всеблагого и всемогущего Бога, а разум – свойство человеческого бытия. Поэтому философия, по определению, говорил Фома Аквинский, может и должна быть исключительно «прислужницей богословия». Интересно, что мысли Фомы Аквинского до сих пор (21 век) считаются актуальными в католическом христианстве.
Важнейшей проблемой средневекового богословия была проблема о соотношении общего и единичного. Эта проблема вошла в историю как дискуссия об универсалиях (по-другому можно сказать «об общих понятиях»). В рамках богословия было высказано два варианта решения этой проблемы.
Первый вариант решения получил название «реализм», а его сторонников называли «реалистами». Реалисты считали, что универсалии существуют на самом деле и не подвержены воздействию человека. Реальны не конкретные вещи, а исключительно универсалии, которые существуют вне человеческого разума и, следовательно, отдельно от человека и отдельно от этого мира. Выдающимися реалистами были такие средневековые философы, как шотландец Иоанна Дунс Скотт Эригена, а также «божественный доктор» Фома Аквинский.
Например, Иоанн Дунс Скотт Эриген различал 3 вида универсалий:
Крайним вариантом реализма являлось представление о том, что универсалии существует только отдельно от вещей.
Второй вариант решения получил название «номинализм» (от латинского слова «номен», что в переводе означает «имя»), а его сторонников называли «номиналистами». Номиналисты считали, что универсалии существуют только благодаря человеческому сознанию с его способностью к обобщению, а мир сам по себе состоит из единичных вещей, предопределённых Богом. Номиналисты приводили такой пример: понятие «животное» складывается путём отсечения всех признаков, характерных для каждого животного в отдельности. Таким образом, номиналисты утверждали, что универсалии – это только имена, названия. Ярким представителем номинализма был англичанин Уильям Оккам. Уильям Оккам подчёркивал, что универсалии возникают не перед появлением вещей, а после их появления. Крайней точкой зрения было утверждение, что универсалии, по своей сути, есть только звуки голоса человека.