Средневековая философия соответствует периоду истории средних веков. Этот период начался в 5 веке нашей эры и продолжался до 15 века нашей эры. Отличительной чертой мировоззрения эпохи средних веков был теоцентризм. Теоцентризм – это такое мировоззрение, когда в центре мироздания стоит фигура всемогущего Бога, и весь мир осмысливается как акт творчества этого Бога.
Формой развития теоцентрического мировоззрения было богословие. Как такой самостоятельной науки философии в период средних веков не существовало. В этот период философия была подчинена богословию, которое изучали в средневековых университетах.
Главная задача богословия – изучение и толкование Библии – священной книги для христиан. Помимо этого богословие занималось проблемами доказательства существования Бога и трактовкой священных догматов.
Этот раннесредневековый (2 век нашей эры) философ-богослов прекрасно изучил как Священное Писание (Библию), так и древнегреческих писателей, историков и философов. К настоящему времени известно 31 произведение, написанное Тертуллианом. Тертуллиан был своего рода богословом-практиком: его сочинения посвящены таким темам, которые имели в представлении средневекового человека большое практическое значение. Сюда относятся вопросы восприятия христианами многобожия, проблемы христианской морали и борьба с инакомыслящими (еретиками). О ряде работ Тертуллиана мы имеем представление только по сохранившимся их наименованиям. В начале своей биографии Тертуллиан изучал апологетику. Этой проблеме посвящено его сочинение с названием «Апологетик», а также трактат «К язычникам». В конце 2-го века нашей эры Тертуллиан разработал свод правил христианской религиозной морали в таких сочинениях, как «О зрелищах» и «Об идолопоклонстве». Этому же посвящены трактаты:
Большие заслуги Тертуллиана на поприще философии и богословия позволили блаженному Иероним, который написал биографию Тертуллиана, назвать своего героя не иначе как «арденс вир», что в переводе с латинского языка означает — «неистовый мужчина».
Благодаря его работам средневековая европейская философия стала рассматривать мысли великого античного философа 4 века до нашей эры – Аристотеля. На философские воззрения Альберта Великого значительное влияние оказали мысли арабских философов. С арабскими философами Альберт Великий часто спорил в своих работах. Он оставил после большое количество сочинений. Его произведения насчитывают 38 книг, значительная часть которых посвящена проблемам философии и богословия. Среди его работ выделяются такие сочинения, как «Метафизика», трактаты «О душе» и «О причинах возникновения всего», а также «Сумма о творениях».
Философ 12 века Пьер Абеляр считал, что наука диалектика должна подвергать сомнению заявления авторитетов в области философии и богословия, она должна формировать критическое восприятия всего множества накопленных знаний. Идеи Пьера Абеляра – этого «революционера» в средневековой науке об идеях – были подвергнуты осуждению церковью на Церковном соборе в 1121 году. По приговору суда священной инквизиции он лично бросил своё крамольное сочинение в огонь. Это сочинения называлось– «Божественное единство и троичность».
В «Божественном единстве и троичности» Пьер Абеляр рассуждал так: есть только один Бог-отец, а его две другие ипостаси – Бог-сын и Бог- святой дух –всего лишь отражение могущества этого единственного Бога.
Таким образом, полагал Пьер Абеляр, древние римляне-язычники, преследовавшие Иисуса Христа, не совершили, по своей сути, каких-либо греховных актов, потому что все их поступки не противоречили их мировоззренческому кредо. Далее Пьер Абеляр развивает эту мысль и на античных (древнегреческих и древнеримских) философов. Он говорил: эти философы ни в чём не виноваты, хотя они и выступали против христианства.
Но самое страшное, что возмутило богословский мир 12 века, было то, Пьер Абеляр усомнился в искупительной миссии Иисуса Христа тем, что сказал: «Иисус Христос своей мученической жизнью и смертью был всего лишь примером высокой нравственности, которую все люди должны почитать образцом». Таким образом, по Пьеру Абеляру, никакой роли Иисуса Христа в искуплении первородного греха Адама и Евы нет.
Фома Аквинский (или, по-другому, Фома Аквинат) является самым выдающимся философом эпохи средних веков. Сам он жил в 13 веке – в эпоху расцвета Средневековья. Само Средневековье нами воспринимается как культурная и историческая эпоха во многом благодаря идеям и последующему влиянию мыслей Фоты Аквинского. Для католической церкви этот философ-богослов есть величайший и непререкаемый авторитет даже в наши дни (21 век).
Работы Фомы Аквинского состоят из двух больших сочинений, написанных в средневековом литературном жанре "суммы" (т.е. «множества») и охватывающих широчайший круг тем и вопросов. Эти великие сочинения называются так:
С точки зрения англичанина Уильяма Оккама, жившего в 14 веке, полное право делать всё, что хочешь, в отношении его применения Божественною силой может подразумевать только то, что в момент творения эта сила-воля не ограничена ничем, даже составляющими её мыслями. Уильям Оккам выступал против бытия универсалий в идее Бога. Кроме того, он полагал, что универсалии не могут существовать и в материальных предметах этого мира. Сами по себе идеи есть не что иное, как вещи сами по себе (или вещи-в-себе), сотворённые фигурой Бога. Уильям Оккам считал, что существуют лишь идеи отдельно взятых людей, потому что отдельные люди как бы взятые сами по себе и составляют единственно возможную реальность, которая и бытует за границами разума, в равной степени как разума принадлежащего Богу, так и разума принадлежащего отдельно взятому человеку. Таким образом, начальная точка познания окружающего мира, по мнению Уильяма Оккама, находится в знании об отдельно взятых людях.