Направления и идеи средневековой философии


Направления и идеи средневековой философии

Замечание 1

Европейская эпоха с V по XV век называется средневековьем, для которого было характерно обильное влияние церкви во всех сферах общественной жизни. Религия и её мотивы проникали в любые виды отношений и культуры. Философия не стала исключением.

Направления средневековой философии

Параллельно изменениям в феодализме менялась и философия, поэтому различают три основных направления философии средних веков: 1. Патристика; 2. Ранняя схоластика; 3. Поздняя схоластика.

Патристика – это учение христианской церкви, подразумевающее, что Библия является единственной и абсолютной истиной, утверждающая, что Бог непостижим, следовательно, его нельзя описать словами. Патристика — это собрание всех религиозно-философских взглядов «патриосов», что значит «отцы церкви», которые решили объяснить христианство, беря за основу античную философию, идеи Платона в частности.

Патристику также можно разделить по периодам:

  1. Апостольский период. Период, в который действовали апостолы-евангелисты.
  2. Апологетика. Такое название период получил из-за образованных христиан, которые решили защищать свою религию от языческой философии путём обращения к античной философии. Они использовали различные аллегории и логические доказательства в попытках доказать, что их философия нелепа и полна разногласий, а теология христиан едина и по-настоящему истинна.
  3. Зрелая патристика. Золотое время для патристики, в которое появляются самые знаменитые в дальнейшем философы средневековья, такие как Аврелий Августин, Григорий Богослов и другие. Основные вопросы: символизм, креационизм и т. д.

Если патристика пыталась классифицировать христианство, то схоластика продвигала его среди людей, делала доступным каждому. Ранняя схоластика возникла благодаря развитию культуры в XI веке. Схоластика в переводе с латыни значит «учёная беседа», «школа».

После подрыва монополии церкви в образовании общественное настроение касательно духовности пострадало. Чтобы его защитить и сохранить, последователи церкви практически подчинили философию религии. Однако общественное образование, выступающее за логику, столкнулось с проблемой логического объяснения христианства. Ранняя схоластика выполняла эту роль, опираясь на теории Платона. Поздняя схоластика сменила раннюю из-за прогресса в обществе и светской жизни. Возникали университеты, в которых преподавали различные науки.

Замечание 2

В отличие от ранней схоластики, поздняя опиралась на аристотелизм, который прекрасно раскрыл в своих исследованиях Фома Аквинский, беря за основу гармоничное сочетание разума и веры. Аквинский считал, что человек может прийти к осознанию божественного как к первопричине, только идя по цепочке причинно-следственных связей. Так, всё имеет причину, а первопричиной всего является Бог. Таким образом всё то, что присутствует в мире, укладывается в миропорядок, который сотворил Господь.

Идеи средневековой философии

Влияние христианства на философию этой эпохи сыграло огромную роль в формировании и таких идей, как, например:

  1. Идея о богочеловеке. Несмотря на то, что человека в средневековье считали лишь одним из творений божьих, и что восхваление человеческого тела и красоты, как в античности, сошло на нет, именно в средние века начала зарождаться идея об исключительности людей. Мысль о человеческой специфичности раскроется шире в эпоху Возрождения.
  2. Идея заповедей. Заповеди – это некий договор, заключённый человеком и Богом. Тот, кто нарушит эти божественные законы, будет наказан самим Господом, но уберечь человека от сотворения греха должен не страх быть наказанным, а вера.
  3. Идея первородного греха. Первые люди, созданные Творцом, нарушили его запрет, за что были изгнаны из Райского сада, получив в обмен свободу, став самостоятельными. Так, пойдя на грех, человек заслужил своё право на самоопределение.
  4. Идея воскресения души. Цель жизни человека кроется в обретении Господа. Люди воспринимали земную жизнь лишь как короткий период, после которого их ожидало Царство Божье. Душа воскресала после смерти, но не путём перерождения – она обретала новую, лучшую жизнь в раю.
  5. Идея святости тела. Тело и душа святы одинаково, так как сам сын Божий Иисус Христос состоял из плоти и крови, как и любой человек.
  6. Идея всеобщего равенства. Для Бога в средневековой философии нет разницы в том, какого человек сословия или материального состояния, важна лишь вера. Все равны перед Богом.

Основные положения средневековой философии

Основным положением философии средних веков являлся теоцентризм, суть которого заключается в том, что центром мироздания является Бог. Христианские догматы говорят о триединстве Бога: Отец, Сын и Святой Дух.

Создатель и Творец, он источник всех благ, сосредоточение сверхъестественных сил, всё в миреь является его творением и актом безграничной любви и свободной воли. Служение ему есть высшая цель в жизни каждого человека.

Также присутствовали в философии другие, не менее важные положения:

  1. Монотеизм. В отличие от античного политеизма, в средневековье верят лишь в одного Бога.
  2. Креационизм. Это положение о том, что Господь сотворил мир из ничего, точно так же он может его и разрушить, прекратив поддерживать гармонию.
  3. Провиденциализм. Положение, заключающееся в том, что судьбы людей спланированы наперёд, и в конце всех ждёт спасение Божье, когда он решит предать своё творение Апокалипсису.
  4. Символизм. В этом положении заключается умение средневекового человека видеть знаки и символы повсюду. Люди не признавали, что, например, природа властна сама над собой, поэтому любое её явление приравнивали как к чуду или божественному знаку. Животные, растения, числа, стороны света, сны и любые шорохи читались как знаки от сверхъестественного.
  5. Герменевтика. Это толкование библейских сюжетов и текстов, что можно отнести и к символизму, так как каждому слову тоже придавали своё особое значение.
Замечание 3

Из всего перечисленного можно сделать вывод, что медленно и постепенно, от слепого раболепия и самоуничижения вера в Господа и принятие себя как существа божественного переродились в более логическое и обоснованное учение, давшее возможность развития наукам и отделения философии от религии.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :