Бог в средневековой философии


Бог в средневековой философии

"Божественные" вопросы средневековой философии

В эпоху средневековья возникает христианская философия, фрмируются ее основные принципы. При этом одной из главных черт средневековой философии является теоцентризм - рассмотрение основных вопросов бытия, как созданного Богом, Бог в теоцентрихме источник жизни и любви. В эпоху раннего средневековья святые отцы церкви стремятся систематизировать идеи христианства, их обосновать. На ранних этапах развития возникает необходимость «богооправдания», или апологетики, в связи с растущим числом различных сект, трактующих христианство вразрез Священному Писанию.

К основным проблемам средневековой христианской философии относят следующие:

  • выдвижение доказательств бытия Бога,
  • теодицея, или оправдание Бога, предполагающая решение сложных, противоречивых вопросов, например, о соотношении зла и добра в мире.
  • проблема самостоятельности материального мира,
  • соотношение веры и разума.
Замечание 1

Слово «Бог» в русском языке общеславянского происхождения, оно родственно иранскому Baga и санскритскому Bhagas, то есть, «податель благ». Однако не все ученые разделяют точку зрения о заимствовании этого слова с иранских языков. Слово «Бог» также связано с древней лексикой, исходное значение которого «богатство».

В учении апологетов центральным вопросом был вопрос о Боге и душе. А также выделялись следующие вопросы:

  • Вопрос единства Бога.
  • Как Бог относится к миру?
  • Познаваем ли Бог?

Что касается учения о душе, средневековые философы затрагивали следующие проблемы:

  1. Является ли душа бессмертной?
  2. Вопрос о вечности души.
  3. Телесна ли душа?
  4. Имеет ли душа божественное происхождение?

Постепенно именно отцами церкви вырабатывались ответы на подобные вопросы в соответствии с Евангелием. Так отмечается, что евангелие не является основой для теоретических воззрений о Боге и душе, однако косвенно Евангелие говорит многое. Так, в Евангелии не утверждается дуализма Бога и мира. Однако, в нем говорится о том, что человек был греховен и жертва Христа была необходима для спасения человека. Но эта жерта была бы не нужна в божественном мире, таким образом косвенно Евангелие приводит к дуализму.

В Евангелии не утверждается идея о бессмертии души, но человеку обещано спасение, а спасение не согласовывалось со смертью, следовательно можно говорить о бессмертии души. Евангелие также косвенно говорит о нематериальности души так как все материальное преходяще, а спасение человека приведет к бессмертию души. Следовательно душа нематериальна.

Евангелие не учило о бессмертии души, однако принятие бессмертия души приводило к признанию ее нематериальности в том случае, если все материальное преходяще; следовательно, Евангелие приводило опосредованно к признанию нематериальности души .

Замечание 2

Если в древности люди считали, что мир создан Творцом, и мир имеет совершенную божественную природу, или напротив, если мир не божественен, то он происходит не от Бога. Христианские филсоофы выдвигают третию точку зрения: о происхождении мира от Бога, но мир не является совершенным и божественным.

Доказательства бытия Бога

В средневековой философии христианские мыслители много внимания уделят проблеме доказательства бытия Бога.

Пять доказательств Фомы Аквинского.

Первое из них - от первого движения. Любое движение возникает от соприкосновения с другим движущимся предметом. Таким образом движение возможно благодаря определенной силе, воздействующей на предмет. Но что является первым движением? Фома говорит, что бесконечное восхождение является логическим абсурдом, так как мысль должна быть конечна. Значит, есть первая сущность, которая создала это движение.

Второе - от первой причины. Первопричиной для всех последующих причин является Бог.

Третье - от соотношения необходимого и возможного.

Необходимое — нечто длжно быть (невозможно ятобф этого не было, здесь нет случайности)

Возможное — носит характер случайности (может быть, а может и не быть) Большинство событий в мире носят характер возможного. Но сам мир относится к необходимому, потому что мы не можем представить себе, чтобы мира не было.

Четвертое - от степеней совершенства. Люой существующий предмет человек может сравнить с другим, выявляя степени их совершенства. Однака этот ряд не может быть бесконечным. В основе всего стоит абсолют, как наивысшее совершенство, это и есть Бог.

Пятое - от целесобразности: у каждой вещи есть свое назначение, следовательно существует высшая сила, которая придает всему смысл.

Так Григорий Нисский считал, что Бог един, потому, что он перестал бы быть совершенным, если бы разделил свои особенности между богами.

Он считал что душа бессмертна, аргументируя это тем, что Бог сотворил мир из любви, наполняя его такими существами и благами, котоые могли пользоваться всем этим миром, и люди созданы по Божиему подобию, следовательно принимают участие в божественной вечности.

Вопрос познаваем ли Бог большинством христианских мыслителей решается положитлеьно, Бог познаваем через откровение.

Ансель Кентерберийский выдвинул доказательство существования Бога, в основе которого лежит доказательство бытия Бога Августина. Если существующие вещи мы можем сравнивать между собой, то такой ряд вещей, где одна вещь лучше или хуже другой, не может уйти в бесконечность. Должен существовать абсолют, обладающий наибольшим совершенством, то есть Бог. Таже Ансельм выдвигает еще одно доказательство, получившее название онтологического. Согласно которому идея Бога дана человеку как наиболее совершенная сущность, которая не может существовать только в мышлении человека.

Согласно же христианству сотворивший мир Бог есть любовь. В теодицее предлагаются два основных варианта «оправдания»

Объяснение несовершенства мира, предложенное протестантами. Мартин Лютер говорит, что если бы все в мире моржно было понять и объяснить, в том числе и присутствие зла, ненависти, воин, эпидемий, то не было бы необходимости в вере. Вера согласно христианской философии предполагает искреннюю веру вопреки существующим противоречиям в мире.

Католики и православные объясняют наличие зла принципом свободной воли, которую дал Господь людям. Поэтому за несовершенство мира ответственен сам человек, который начиная с Адама, сам выбирает как ему поступать.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :