Римская философия относится к поздеантичной философии и приходится на I – V век н.э. Этапы ее развития соответствуют возникновению того или иного философского течения:
Философия Древнего Рима не отличается новаторством. В Древнем Риме не было создано новых философских систем, после присоединения Греции, в Риме формируются три основные философские школы, которые возникли из трудов греческих философов: эпикурейство, стоицизм, электизм и скептицизм. Из замечаний Марка Аврелия известно, что сильные мира держали при себе домашнего философа и его функции были разнообразны: наставник и друг, в трудные моменты философа приглашали, чтобы он утешил и поддержал. Таким образом, философ был отчасти духовником.
Римское общество отличалось практической направленностью, поэтому из трех основных философских вопросов — метафизики, диалектики и этики — римляне более всего интересовались этическими учениями.
Римляне заимствуют из греческой философии два основных вопроса:
Большой славой пользовался последователь философии Эпикура Лукреций Кар, который сам отмечал, что взялся лишь распространять философию эпикуреизма. В своей поэме «О природе вещей» Лукреций пытается дать ответ на один из сложнейших вопросов религиозных течений: существование добра и зла. Согласно эпикурейцам боги не вмешиваются в жизнь людей, иначе пришлось бы признать что боги допускают зло, они не всеблаги и не всемогущи. И чем ниже рассматривается роль богов, тем выше значимость человека. Так Эпикура Лукреций считает выше богов, потому что боги не вмешались, а Эпикур помогает человечеству избавиться от страха смерти.
Для римских стоиков присуще ощущение надломленности и ничтожества в связи с социальными обстоятельствами Римской империи, поэтому римский стоицизм в отличие от греческого пессимистичен.
Цицероном были пропагандированы важные вопросы стоицизма:
Деятельность Сенеки приходится на период падения республики и возникновения Римской империи. Испанец по национальности, Сенека родился в Риме. Был воспитателем будущего императора Нерона. Труд Сенеки «Нравственные письма к Лицилию» с эстетической и нравственной точки зрения безупречен. В этом труде сквозит тема страдания, которое человек остановить бессилен.
«Изменить… порядок вещей мы не в силах, – зато в силах обрести величие духа, достойное мужа добра, и стоически переносить все превратности случая, не споря с природой».
Сенека разделял точку зрения о пантеизме: Бог согласно Сенеку олицетворяет разумного в природе и человеке, он присущ всему. Один из основных вопросов этики, вопрос о нравственности, решался им через природу. Нравственность происходит из природы. Только жизнь в соответствии с законами природы может сделать человека счастливым.
Стоическая этика, особенно римская, переплетена с идеей о высоком духе. Сенека же дополняет стоическое учение и представлением о воле, как о самостоятельной способности души. Совесть - фундамент души, интуитивная тяга к любви и справедливости является главным решением в вопросах нравственного порядка.
Сенека выступает как борец за свободу, он один из немногих стоиков, который выражал протест против рабства и имущественных, а также социальных различий.
Электизм — учение, созданное в период эллинистической философии и получившее широкое распространение в Риме. Главная цель этого течения соединить все многообразие существующих знаний в единой целое. Представители этого течения не ставили задачу создать новое в философии, а скорее занимались созданием философской энциклопедии знаний.
Марк Тулий Цицерон разделяя идеи стоицизма, касающиеся принципа целесообразности и провидения. Утверждал бессмертие души, а также, что душе уже присущи моральные ценности. У Цицерона электизм является способом обоснования нравственности с точки зрения философии.
Скептицизм — учение, возникшее в трудах древнегреческого философа Пиррона. В философии Древнего Рима Секст Эмпирик — один из ярких представителей этого течения. Он стремился распространять идеи древних греков, а также выступал с критикой догматических философов, при этом в круг догматических учений попадала логика, физика, этика, грамматика, арифметика, риторика, астрология, теория музыки. В трудах Эмпирика отражается упадок, происходящий во всей Римской империи.
Неоплатонизм (III – VI вв.) - еще одно учение, в котором сильно отражается происходящий духовный упадок в Древнем Риме.
Представители этого течения отходят от рационализма и пытаются найти решения острых вопросов в иррационализме и агностицизме
Неоплатонизм развивается параллельно развитию только зарождающейся христианской философии. И идеи Неоплатонизма оказывают серьезное влияние на христианскую теологию. К представителям этого течения относят Плотина, Прокла.
Плотин впервые рассматривает учение о спасении души как полагающуюся часть философии. Душа возвращается к Божественному через обратный путь возвышения до нее. за счет сознательный попыток человека эстетически и этически душа возвышается к Божественному. Эстетически - когда душа созерцает красоту, этически - в молитве и аскезе. Истинное блаженство заключается в состоянии экстаза прийти к Божественному через любовь, добродетель, молитву и аскезу.