Реализм и номинализм в философии


Реализм и номинализм в философии

В IX-X веках философия христианского феодализма окончательно оформляется и начинает называться философией схоластики. Суть схоластической философии – обоснование, упорядочивание и защита идеологии церкви. Теоретические источники схоластики - это теология, философия Платона и часть философской школы Аристотеля.

В сложных жизненных условиях философская мысль жила и пробивала себе дорогу. Выражалось это в борьбе номинализма и реализма. Это спор имел ожесточенный характер и нес в своей основе серьезную проблему о природе общих понятий или «универсалий».

Реализм

Определение 1

Реалист - это человек, который принимает существование реальности, не зависящей от субъекта.

Существует три возможных понимания реализма:

  • реализм как направление средневековой философии, которое противопоставлялось концептуализму и номинализму;
  • реализм как направление философской мысли в новом времени, который противопоставляется с идеализмом. Это эпистемологический вид реализма, рассматривающий объективное знание, которое не зависит от представлений и воззрений отдельных субъектов, опираясь на идею того, что чувственный опыт способен обеспечить субъекту прямой доступ к пониманию окружающего мира;
  • современная философия рассматривает реализм как противоположность антиреализму.

Реализм, в свою очередь, имеет несколько ответвлений или подвидов:

  1. Наивный реализм - это точка зрения, которую разделяет большинство людей, с позиции здравого смысла. Основная идея наивного реализма - это абсолютная вера в то, что современная наука идеально точно описывает мир. Наивный реалист - это человек, воспринимающий те факты, которые подтверждены наукой.
  2. Научный реализм рассматривает существование некой объективной истины. Цель такого реализма, как и всех научных теорий – это открытие истины и научный прогресс.
  3. Онтологический реализм предполагает, что реальность, описываемая научными теориями, не зависит от мышления субъекта. Важные вопросы онтологического реализма: «какие существуют реальные сущности?», «есть ли мир, независимый от наблюдателя?».
  4. Эпистемологический реализм предполагает, что некоторые научные теории, которые считаются истинными, только лишь приближены к истине. Реалист с эпистемологической точкой зрения - это человек, который в своем мировосприятии ищет ответ на вопрос: “возможно ли существование объективного истинного знания о реальности?”.

Номинализм

Оксфордская школа в конце XIII века сделалась оплотом, из которого и отправился в победное шествие по Европе номинализм. Францисканцы стали развиваться в среде точных наук и изучения природы. Именно поэтому они стали критиками как реализма, так и схоластики.

Роджер Бэкон утверждал, что судить о чем-то невозможно, если ты не знаешь математику. Не формальная логика, не опора на Писание, а только лишь эксперимент есть главный научный метод. Опыт намного ценнее любой логики.

Дунс Скот относится к умеренным номиналистам и считается последователем Аристотеля. Он критиковал взгляды Фомы Аквинского и утверждал, что есть лишь одна чистая форма и это Бог. Все остальное – это единство формы и материи.

Главное в Боге – это Его воля, значит воля ведущая и у человека. В философии Скота номинализм и реализм занимают практически одинаковое место.

Воля - это желание, которое выше любого Разума. Философ считал, что если бы Бог создавал мир, он создал бы совсем иную мораль.

Самый известный номиналист - это Уильям Оккам, изобретатель лупы и закона преломления света. По его воззрениям, Бога познать невозможно. Его существование - это только предмет веры. С универсалиями то же самое. Предмет познания - это исключительно реальные вещи, а метод – это опыт.

Номинализм в философии для Оккама – это единственно верное направление. Философ разделял идеи Скота, полагая, что Бог «не ограничен произволом». Творцу не нужны сущности и универсалии. Он может создать все что угодно и без них.

Замечание 1

Бог творит без всяких идей, а общие понятие существуют только в наших умах. Универсалии созданы человеческим мозгом для удобства. Впоследствии, именно эта точка зрения стала общепризнанной.

Противостояние реализма и номинализма

Для реализма существует общее. Для Фомы Аквинского оно существует в Боге, в вещах и в мыслях людей. Слово обозначает общее. Средневековый реалист продолжает линию Платона. Номиналисты продолжают линию софистов. Сократ критиковал их за непонимание общего. Для номиналист общего не существует, а понятия - это имена, знаки и прочее.

Спор реализма и номинализма можно представить в понятиях сущности и существования. Существование для реалиста - это проявление сущности. Номиналисты же обходятся без сущности.

Определение 2

Реализм в средневековой философии – это учение, где истинной реальностью обладают только общие понятия (универсалии), тогда как вещи единичны и временны. Понятия - это идеи в божественном разуме, существовавшие до вещей. Познание в таком случае возможно только с помощью разума.

Для номинализма воля в приоритете над разумом. И понятия для номиналистов не существуют в божественном разуме. Для них Бог творит вещи по своей воле, а понятия возникают уже в познающей душе.

Фома Аквинский попытался преодолеть обе крайности. Философ возражал как номиналистам, утверждая, что общие понятия в божественном разуме предшествуют вещам, так и реалистам, доказывая, что общее внутреннее присуще вещам, и понятия вторичны по отношению к общему в вещах.

Фома Аквинский выделил четыре уровня бытия в зависимости от того, каким образом творящее начало реализуется в вещах:

  1. Низшая ступень (неживая природа). Форма здесь – это внешняя определенность вещи.
  2. Растительный мир. Форма здесь – это конечная причина вещи.
  3. Животный мир. Форма здесь – это действующая причина.
  4. Человеческая душа. Форма здесь существует отдельно от материи.

Философ не противопоставляет разум и волю. Разум – это высшая человеческая способность, воля – это способность разума различать добро и зло. Душа человека бессмертна, это самое благородное в природе, сотворенной Богом.

Фома обращался как чувствам и интуиции, так и к рассудку и здравому смыслу. Источник познания для него - это не причастность к божественным идеям, но опыт, который обрабатывается разумом.

Схоластика характеризует особое внимание к данным проблемам. Схоластика – это тип средневековой философии, задачей которой было рациональное обоснование религиозной догмы. В понятиях средневековой схоластики всякое знание имеет два уровня:

  • знание сверхъестественное (получаемое через Библию);
  • знание естественное (поиски человеческого разума).

Спор реалистов и номиналистов тянется и по сей день. Бесспорно одно: каждая из этих сторон права в определенном отношении.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :