Структура и функции философии науки


Структура и функции философии науки

Определения понятия «наука»

Определение 1

Под наукой принято понимать тип проявления человеческой активности, целью которого является производство новых, ранее не существовавших знаний.

Также под наукой понимается общественный институт, целью которого является обеспечение непрерывный увеличения количества существующих знаний; общественный институт науки характеризуется наличием сообщества ученых, а также разнообразных научных учреждений

Третье определение понятия «наука» понимает науку как систему знаний, направленных на обобщение итогов творческой активности учёных. В этом значении принято выделять в науке отдельные научные направления, а также делить саму науку на естественную и гуманитарно-общественную.

Замечание 1

Научное познание представляет собой особую форму гносеологической активности человека, целью которой является обретение реально существующего и систематизированного знания об окружающем мире.

Составляющие и формы научной деятельности

Научное познание окружающего мира в отличие от обыденно-практического, художественного или философского является разновидностью особую активности человека, направленной по приобретения новых знаний. Любая человеческая активность состоит из следующих компонентов:

  • субъект активности,
  • объект активности,
  • цель активности,
  • средства активности,
  • результат активности.
Определение 2

Субъектом научной познавательной деятельности является профессионально подготовленный исследователь, имеющий специальными, профильные научные познания.

Объектом научной познавательной деятельности является процесс исследования окружающего мира, с целью приобретения нового знания, которое можно будет применить в будущем.

Целью научной познавательной деятельности является увеличение научного знания.

Средствами научной познавательной деятельности являются физически-реальные предметы (к их числу относятся: инструменты, приборы для измерения и т.п.). Результатом научной познавательной деятельности являются истинные знания, в максимальной степени отражающие существенные признаки исследуемых объектов.

Формами научной познавательной деятельности принято считать:

  • гипотезу,
  • факт,
  • закон,
  • теорию.

Гипотеза – это предположение, которое в ходе исследование может как подтвердиться, так и опровергнуться. Часто бывает так, что гипотезы противоречат прямому чувственному наблюдению над объектом (примером такого противоречия чувственному наблюдению является гелиоцентрическая система Николая Коперника).

Факт – это истинная, соответствующая объекту информация. Факт надо отличать от наблюдений, ибо во-первых, для создания факта надо сравнить большое количество наблюдений и выделить закономерное, а во-вторых, для определения факта надо использовать приобретённые ранее теоретические идеи, выступающие в форме законов.

Научный закон – это принципиальное важное положение научной теории. Закон отражает общие связи исследуемых систем.

Теория – это такая форма существования научного знания, которая даёт всестороннее представление о тенденциях существования какой-либо сферы окружающей реальности.

Структура научной деятельности

В структуре научного познания принято выделять два уровня: эмпирический уровень, теоретический уровень.

Эти два уровня научного познания тесно связаны между собой. Эмпирический уровень состоит в выдвижении гипотезы исследования с ее последующим обоснованием. Далее исследователь занимается формулированием того, что было добыто на эмпирическом уровне, в научные законы. Такое формулирование научных законов и есть теоретический уровень научного познания.

Множество исследуемых фактов реального мира составляет эмпирическую (опытную) основу научного учебного предмета. Теоретическое познание не должно выходить за пределы всех этих научных фактов. В противном случае, такое теоретическое познание будет иметь иллюзорный характер. В то же самое время, исследователь должен уметь улучшать наличествующую теорию, либо (как возможный вариант) полностью от нее отказаться, если эта теория не в состоянии объяснить новые факты.

В противоположность неизменным религиозных представлениям, научное познание представляет собой постоянно и непрерывно меняющуюся систему знаний. Это выражается в том, что, например, в процессе усовершенствования приборов исследования, исследователи всё время обнаруживают новые факты. После этого исследователи заняты тем, что разрабатывают новейшие теоретические конструкции, изменяя устоявшуюся научную парадигму. Всякая теория всегда имеет условный характер, что означает то, что через определённый промежуток времени она будет заменена другой, более совершенной научной теорией. В смене научных теорий и состоит смысл так называемой научной революции.

Виды научного знания

Наука является сложной областью человеческой активности. Этот факт даёт основания, по которым можно выделить виды научного познания. Принято выделять:

  • естественнонаучное знание (оно занято исследованием природы и охватывает такие предметные области как, например, физика и биология),
  • социально-гуманитарное знание (имеет предметом своего исследования человека и общество, охватывая такие предметные области как, например, социология и юриспруденция),
  • техническое знание (его задача – осмысливать созданные человеком машины и механизмы).

Очень часто научное познание классифицируются по его связи с утилитарной активностью человека. В этом случае науки подразделяют на:

  • фундаментальные науки (изучают базовые законы природы, сознания и человеческого общества),
  • прикладные науки (занимаются внедрением полученных фундаментальными науками знаний).

Определение исследовательского направления (фундаментального или прикладного) находится в зависимости от поставленных целей и задач. Так, например, прикладные науки отличаются тем, что тесно связаны с конкретными, историческими запросами общественной системы в рамках технологических и политико-экономических проблем.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :