Проблемы философии 19 века


Проблемы философии 19 века

Исторические предпосылки формирования проблем философии 19 века

В 19 веке большинство стран Европы переходят к машинному способу производства. В политической сфере жизни общества также произошли существенные изменения:

  • в результате революций были установлены парламентские республики,
  • к власти приходит буржуазия – владельцы фабрик и заводов.

Всё это привело к:

  • резкому росту городского населения,
  • росту роли науки в жизни общества.

Наука начинает активно применяться в производстве и в быту. Происходит рождение нового социального класса: наемные фабрично-заводские рабочие.

Замечание 1

В культурном плане 19 век отмечен невиданным ранее переворотом в духовной жизни широких слоёв населения вследствие распространения печатных изданий. Это привело к снижению роль церкви и широкому распространению нерелигиозного знания.

Основные направления философской мысли и их характеристика

В философии 19 века было три основных направления: сциентизм, антропологизм и религиозно-философское направление.

  • Сциентизм, или по-другому «наукоцентризм», возник в результате значительных научных достижений 19 века. Любопытно, что это философское течение отрицало саму необходимость в философском знании. Так, французский философ Огюст Конт утверждал: «Эпоха философии миновала и наука в ней не нуждается, так как способна самостоятельно решать все проблемы». О.Конт противопоставлял философию науке как полезное и достоверное знание в противовес смутному и разрушительному.

    Наука 19 века показала зависимость результатов опытов от приборов и органов чувств человека. В связи с этим философы поставили вопрос о природе познания, о характере и истоках опыта и об отношениях субъекта и объекта. Одним из вариантов исследований в рамках этих проблем стала аналогическая философия с её целью исключить из естественного языка все недоразумения и двусмысленности.

  • Вторым направлением философии 19 бека был антропологизм. У его истоков стоит фигура датского философа Сёрена Кьеркегора. Главной проблемой этого философского направления стала проблемы человека, свободы и предопределения.

    Философы антропологического направления выступили одновременно и против рационалистической философии эпохи 17-18 веков, и против сциентизма современных им мыслителей. Антропологическое направление дало начало развитию психоаналитической философии с её интересом к психике и мотивам поведения человека.

  • Третье направление философии 19 века – религиозное направление. Его основная идея такова: существуют два источника знания – вера и разум. И вера, и разум неразрывно связаны друг с другом. Вера без разума превращается в слепое поклонение, а разум без веры впадает в гордыню самомнения. Однако доминировать должна, с точки зрения религиозных философов, всё-таки вера, а не разум. Разум подчиняется вере, но разум также должен охранять веру, защищая её с помощью логических аргументов от атеизма.

Материализм и идеализм в философии 19 века

Замечание 2

В философии 19 века шла борьба между идеализмом и материализмом. В её центре – проблема соотношения материального и духовного. Такие великие немецкие философы как Георг Фридрих Гегель, Фридрих Шеллинг, Людвиг Фейербах, Карл Маркс и Фридрих Энгельс пытались разрешить эту проблему.

Философы-идеалисты считали, что первична идея, а материя вторична. Геогр Гегель видел причинность всех событий мира в саморазвёртывании Великой Идеи, которая, по своей сути, тождественна религиозной идеи Бога. В противовес Г.Гегелю философ К.Маркс считал, что первична материя, а не идея. Он считал, что именно всё материальное, связанное с производством и насущными проблемами жизни определяет, в конечном счете, наши представления об идеальном. Тот факт, что Г.Гегель выводил все свои философские построения из своей Великой Идеи (а все идеи, как известно, рождаются в голове) позволил К.Марксу заявить: «В философии Гегеля было почти всё правильно, за исключением того, что у него всё стояло на голове, – я же поставил философию с головы на ноги».

Марксизм

Замечание 3

Наиболее влиятельной философией 19 века был марксизм. Его популярность обусловлена тем, что наёмные рабочие (основная масса населения стран Запада в 19 веке) чувствовали себя очень некомфортно: плохие условия труда, низкие зарплаты, отсутствие социального страхования, правовая незащищённость. Основатели марксизма – К.Маркс и Ф.Энгельс.

Для марксизма было характерно неприятие существующего общественного устройства. В основе всех философских построений – социальная жизнь человека.

Марксизм пытался объяснить мир из самого себя (без опоры на Бога). К.Маркс считал, что природа не зависит от человека и находится в постоянном развитии, изменении, движении. Философия марксизма трактует человека не как индивида, а как «совокупность общественных отношений». Поэтому марксизм является, прежде всего, философией общества. А в обществе, в свою очередь, движущей силой является «материальное производство». Производство накладывает определённый отпечаток на историю общества.

Широкую известность получила теория исторического развития общества, представленная в виде постепенной смены социально-экономических формаций. Всего формаций выделялось четыре: первобытно-общинная, рабовладельческая, феодальная и капиталистическая. Все формации заключают в себе противоречия, неразрешимые в рамках одной формации и требующие для своего разрешения перехода на более высокий уровень общественного развития. Смена формаций происходит в результате общественных революций, приводящих к власти новый общественный класс. Так, например, класс феодалов (крупных землевладельцев) сменяется классом буржуазии (крупных предпринимателей). В перспективе К.Маркс видел приход к власти класса наёмных рабочих (пролетариат). Это должно было свершиться в ходе ещё одной социальной революции. Приход к власти наёмных рабочих должен окончательно освободить человека от отчуждения от продуктов своего труда, а также привести общество к бесклассовой коммунистической формации – такое формации, где больше нет деления людей на классы и нет эксплуатации человека человеком.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :