Понимание того, что такое сознание, менялось на протяжении истории. Для древней Греции и Рима, например, было характерно понимание сознания как некой универсальной связи между разумом и объектом. Причём, античные мыслители полагали, что разум и объект существуют независимо друг от друга. В сознании ими выделялась одна сторона – направленность на объект.
В эпоху средних веков господствовало религиозное сознание. На Западе, где, прежде всего, развивалась философия, господствовала христианская религия, для которой характерно общение человека с Богом через молитву. Молитва предполагает погружение человека во внутрь себя, другой не менее важный институт христианской религии – исповедь – подталкивала человека к самоанализу и самоконтролю. Поэтому для средневекового человека сознание подразумевала способность человека подняться в своих переживаниях до уровня Бога.
Сменившая Средневековье эпоха нового времени поставила человека и над Богом, и над природой. Человек был объявлен началом и причиной всего в мире, активным творцом этого мира. Сознание отождествляется с логическим мышлением.
На начальном этапе своего возникновения сознание выступало как продукт эволюции психики животных. Важнейшей предпосылкой возникновения сознания является наличие у материи свойства отражения. Это универсальное свойство материи, оно присуще и неживой природе. Например, вода в виде дождя оставляет своё отражение в песке. Таким образом, суть отражения состоит в воспроизведении признаков и свойств отражаемого объекта. Любое отражение оставляет о себе память в другом.
Однако только у живого организма отражение может выступать в форме раздражимости и чувствительности. Раздражимость и чувствительность составляют основополагающие элементы психика и нервной системы у животных. Следом за раздражимостью и чувствительностью развивается сознательная форма отражения. Под ней подразумевается способность живого существа получать уже сигнал в виде образа отражаемого объекта. В сознательной форме отражения формируются ключевые элементы рационального мышления – понятие, суждение и умозаключение.
Следующей формой отражения является присущее только людям сознание. Поэтому учёные определяют сознание как высшую форму отражения действительности. Сознание связано с речью и заключается в обобщенном отражении действительности, а также в предвидении их результатов своей деятельности. Центром сознания является знание. Сознание не принадлежит окружающей действительности, оно всецело принадлежит познающему субъекту – человеку, хотя содержанием сознания и является этот мир во всём многообразии его проявлений. Поэтому философы говорят так: «Сознание есть субъективный образ объективного мира».
Ответ на вопрос, почему человек обрёл сознание, содержит две стороны объяснений.
Каковы же основные характеристики сознания?
Самосознание является важнейшей составляющей сознания. Это своего рода центр нашего сознания. Самосознание проявляется в сознании человеком своего тела, своих мыслей и чувств, своих действий, своего места в обществе. Самосознание постоянно меняется в процессе расширения межличностных отношений.
В структуре самосознания выделяется три уровня.
Самосознание составляют два свойства: предметность и рефлективность. Предметность позволяет соотносить наши мысленные образы с предметным миром, существующим независимо от нас. Рефлективность – позволяет человеку сосредоточить внимание на осознании своего «Я», которое подразумевает сравнение себя со своим мысленным идеалом.
Понятию «сознание» противопоставляется понятие «бессознательное». Бессознательное – это множество психических состояний, не представленных в сознании человека.
Широко известна трактовка бессознательного, представленная австрийским врачом-психиатром начала 20 века Зигмундом Фрейдом. Он представил бессознательное в виде могущественной иррациональной силы, противоположной деятельности сознания. Однако, с точки зрения З.Фрейда, бессознательные процессы в психике человека могут быть обнаружены с помощью техники психоанализа.
Бессознательное выступает хранилищем всего того, что мы по разным причинам желаем забыть. И тем не менее, между сознанием и бессознательным нет непроходимой границы: вместе они составляют тот внутренний мир, которым обладает каждый человек – субъект познавательной деятельности.