Проблема развития в философии


Проблема развития в философии

## Диалектика как наука о развитии

Для современного человека представление о мире, как о феномене находящимся в процессе непрерывного развития естественно. Однако подобный взгляд на мир складывался постепенно в историческом процессе. В античные времена в философии были сформированы два главных подхода альтернативно рассматривающих многие вопросы, в том числе и вопрос развития.

Метафизический подход ориентирован на поиск абсолютных неизменных начал, которые детерминируют мир и все вещи, находящиеся в нем. В соответствии с этим тезисом развитие мира невозможно, он статичен, так как сами величины постоянны. Диалектический подход напротив был ориентирован на поиск истины через противоборство противоположных мнений. Позднее из этого метода сформировалась идея о борьбе противоположностей, как источника развития мира от низших форм организации материи к высшим.

Распространение христианства привело к доминированию метафизической концепции на протяжении всего периода средневековья, однако уже в философии Нового времени происходит возврат к диалектической концепции. С появлением диалектического материализма, диалектический подход становится основным. Всего выделяют четыре основных формы диалектики:

  • стихийная диалектика
  • идеалистическая диалектика
  • диалектический материализм
  • неклассическая диалектика

Стихийная диалектика развивалась античными философами и рассматривала взаимосвязи познания и человеческого мышления, однако на достаточно наивном уровне без проникновения в суть вещей.

Идеалистическая диалектика была сформулирована Гегелем и именно в ней была заложена идея непрерывного развития, а также указан его источник в виде борьбы противоположностей. Также Гегелем были сформулированы основные категории и законы диалектики, однако она оперировала не материальными явлениями, а их идеальными отражениями в сознании человека.

Вместе с идеалистической диалектикой Гегеля диалектический материализм представляет собой классическую форму диалектики. Диалектический материализм развивался К. Марксом и Ф. Энгельсом и представлял собой переложение и развитие идей Гегеля на материальный мир. Возникновение диалектического материализма было подготовлено свершением ряда открытий в различных областях естественных наук, а открытие Марксом диалектического характера истории, связало диалектику и с гуманитарным знанием. Таким образом диалектический материализм стал наиболее адекватным, приближенным к реальной науке учением, ставшим философской базой для обоснования открытий и направления исследований.

Неклассическая диалектика представляет собой современный этап развития философского подхода. Он не предполагает создания целостного учения, а характеризуется использованием диалектических принципов в различных областях философского и научного знания. Как наука о развитии диалектика дает исчерпывающее определение данного феномена, через его соотношение с понятиями изменения и движения.

Определение 1

Изменение – это процесс перехода предмета или явления из одного состояния в другое, характеризующееся его прогрессом или регрессом.

Движение применительно к материи, рассматривается как изменение вообще, безотносительно его направленности или содержания. Следовательно, развитие также является частным случаем движения, однако оно имеет ряд качественных характеристик.

Определение 2

Развитие – это форма движения, которая характеризуется закономерными, необратимыми и направленными изменениями материальных и духовных объектов.

Особенности классической диалектики

Классическая диалектика основывается на допущении о том, что мир холистичен, т.е. все его предметы и явления взаимосвязаны и взаимообусловлены, а также находятся в постоянном изменении. При этом предметом диалектики является не всякое изменение, а лишь то, которое можно охарактеризовать как развитие, т.е. изменения от низших форм организации материи к высшим, которое происходит в следствии внутренних противоречий.

Материалистическая диалектика распадается на объективную и субъективную. Объективная диалектика рассматривает взаимосвязи и развитие предметов и явлений реальности, материального мира. Субъективная в свою очередь – это диалектика мышления и познания человека. Таким образом субъективная диалектика выступает отражением объективной, как представления о мире личности, являются отражением реального мира. Однако субъективная диалектика обуславливает реальную деятельность человека по преобразованию реального мире, в культурно-историческом процессе. Так субъективная диалектика преобразуется из формы отражения в форму деятельности.

Диалектика одновременно выполняет роль и теории и методологии. Она не только описывает свой взгляд на развитие и его закономерности, но и позволяет сформулировать требования к процессу исследования, задать верное направление теоретических и практических изысканий.

Законы диалектики

Всего в классической диалектике выделяют три основных закона:

  • Закон диалектической противоречивости
  • Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений
  • Закон отрицания отрицания

Закон диалектической противоречивости более известен как закон единства и борьбы противоположностей. В нем рассматривает источник развития, а именно наличие противоположностей в любом объекте или явлении и возникновение противоречий между ними, которые ведут к разрешению, через развитие и преобразование объекта. Однако противоречия не только взаимоисключают, но и взаимообуславливают друг друга, т.е. выступают причиной существования и не способны быть без пары, например, свет и тень, изменчивость и наследственность.

Закон взаимного перехода количества в качество описывает механизм осуществления развития. Он предполагает, что накопление количественных изменений подготавливает качественное преобразование объекта, которое в свою очередь создает возможность для нового количественного роста. Качественное преобразование происходит через кризис или скачок, период, когда дальнейший количественный рост в пределах прежней модели невозможен.

Закон отрицания отрицания, в свою очередь рассматривает направленность развитие и вводит такую категорию, как преемственность. Т.е. развитие осуществляется не линейно, на основании отрицания прежних форм объекта, а с их учетом. Хоть старые формы и деградируют в процессе развития, они продолжают обуславливать его ход, и через определенное время повторяются вновь, но на новом уровне.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :