Проблема мира в философии


Проблема мира в философии

Основной вопрос философии

Философия стоит в начале многих наук, само философское знание проделало значительный путь в своем развитии. Однако в центре философии до сих пор остается человек и его взаимоотношения с миром. В XX-XXI веках были сформулированы такие новые темя для философии, как техника и человек, человек и природа. Система «мир-человек» составляют основной предмет философии познания. Философия стремится охватить весь мир целиком, жизнь человека в ее внешних и внутренних проявлениях, отношение человека к себе и окружающему миру.

Основной вопрос философии заключается в соотношении сознания и материи. История философии показывает, что эта тема является корневой для принципиального понимания мира человеком. Философы издревле спорили о том, что является первичным - сознание или материя? Согласно монистическим установкам первичность обладает только что-то одно из них, с точки зрения дуализма - в основе мира оба этих начала. В таком философском направлении, как материализм, в качестве первичного признается материя, из которой позже формируется сознание. Рационализм пытается с помощью логики и рациональных установок познать мир, из самого себя. С точки зрения идеализма в основе мира лежит духовное зерно. Субъективный идеализм утверждает, что мир складывается из ощущений человека, определяя его сознание, само существование приравнивается к тому, что человек воспринимается другими. В объективном идеализме в качестве первичной основы выступает сознание, которое существует независимо от человека и материи.

Другая сторона основного вопроса философии сводится к проблеме познаваемости мира. Философия поднимает ряд вопросов:

  • познаваем ли мир?
  • способно ли сознание достоверно отражать мир?
  • соответствуют ли человеческие мысли и представления реальным предметам и их свойствам?

Агностики утверждают, что мир непознаваем, достижение абсолютной истины невозможно, человек может лишь приблизиться к истине, все зависит от критериев и методов познания.

И. Кант утверждал, что вне сознания человека существуют материальные предметы, которые существуют независимо и способны оказывать влияние на органы чувств человека. Человек упорядочивает поступающую к нему информацию, опираясь на понятие пространства и времени, которые существуют только в сознании и не зависят от материальных предметов. Так возникают вещи для нас и вещи в себе.

Замечание 1

Проблема мира ставит еще один важный вопрос - место человека в мире, перспективы мира и судьба человечества.

Проблема единства мира

Вопрос единства мира в современной философии рассматривается с трех сторон:

  • единство основы, т.е. его субстанциальное единство;
  • единство действующих в нем законов;
  • единство возникновения, генезиса и развития всех форм реальности в мире.

С точки зрения классической науки единство мира основывалось на том, что все вещи в мире состоят из атомов, которые долгое время представлялись как мельчайшие и неделимые частицы. Однако уже в XX веке было установлено, что атом состоит из элементарных частиц, количество которых постоянно увеличивается, их подразделяют на частицы и античастицы.

Все частицы можно разделить на те, что обладают массой покоя, а также те, что имеют только массу движения. В зависимости от уровня организации реальности выделяют свои специфические субстанции, которые образуют частицы: молекулы на химическом уровне, живое на биологическом, а на уровне социума - люди.

Замечание 2

Между всеми субстанциями имеется связь, что отражает их дискретный характер. Рассматривая мир в его развитии и во взаимосвязи его внутренних объектов можно понять не только его единство, но и приблизиться к пониманию сущности самого бытия.

Примером синтеза различных научных идей для создания одной стройной модели мира может стать попытка создания единой теории эволюции. Она объединяет в себя последние достижения в области синергетики, кибернетики, системологии и других наук. Согласно теории, изменялись не только формы бытия, но и законы их развития, таким образом мир предстает как вечно меняющаяся внутри себя целостность, существующая в развитии и единстве.

Проблема возможных миров в философии

Говоря о мире, возникает еще одна проблема, связанная с возможностью существования многих миров. Особенно остро данная тема встала в конце XX - XXI веках с развитием технологий, физики, в изучении космоса и т.д.

Выделяют несколько направлений в философии возможных миров:

  • естественный негеоцентризм: концепция начала развиваться еще во времена античности, а позже была продолжена в работах Дж. Бруно, Н. Коперника и других ученых. Допущение того, что центром Вселенной находится Солнце, а не Земля, позволяло сделать предположение, что на других планетах также может существовать жизнь и цивилизация. При этом отмечалось, что это будут не просто «разноудаленные пространства», а именно другие миры. Уже в XX веке появилась точка зрения, которая в качестве множества других миров рассматривались микромиры, существующие на микроуровне, населенными невидимыми для глаза человека организмами (бактерии, вирусы и т.д.).
  • логический негеоцентризм: основывается на идеи существования системы логических законов, с помощью которых можно создавать новые логические исчисления, а на их основе - новые управляемые миры. Сторонник этой концепции - Г. Лейбниц.
  • онтологический негеоцентризм: подразумевает под миром материальную систему, реализующуюся через совокупность атрибутов, изменение одного из атрибутов ведет к образованию нового мира. По данным различных приборов можно отследить существование другого мира и выявить его атрибуты.
  • мистический негеоцентризм: допущение существования других миров, в которых могут не действовать законы природы и логики, не постижимые рациональным мышлением и не фиксируемые приборами и человеческими органами чувств.

В философии чаще всего под множественностью миров понимается существование локальных миров, в которых реальность конструируется исходя из собственных установок, ценностей, целей, мировоззренческих основ. Т.е. одно и тоже событие в разных мирах (или по-другому - в разных культурах, обществах, социальных группах) будет трактоваться по-своему.

Например, автор теории социальных полей П. Бурдье считал, что существует множество символических пространств (поле науки, поле спорта, и т.д.), в которых действуют свои законы. Агенты (люди) действуют в своих полях, обменивают накопленный свой символический капитал на экономический, через практику делегирования могут быть в разных местах. Поля взаимодействуют друг с другом. Так образуется единая социальная действительность.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :