Становление и развитие философии происходило во время радикальных исторических преобразований, среди которых нужно выделить следующие:
Крайне важно отметить, что разделение физического и умственного труда произошло благодаря тому, что в государствах, даже демократического типа, сохранялось рабовладение. Благодаря классу рабов, у определённой группы свободных граждан отпала необходимость в труде, и в последствии эта группа людей стала заниматься интеллектуальным трудом.
Ещё одна крупная причиной возникновения философии заключалась в том, что усложнение структуры общества постепенно стало ограничивать возможности эмпирических форм мышления. В связи с этим, у цивилизации, уже в начале своего существования, возникает потребность в знаниях о мире, которые базировались бы не на мифологии и не на различных древних верованиях. Возникла потребность в философских и научных знаниях, основанных на научном методе и рациональном мышлении. После разрушения мифологии, у человека появляется теоретическое отношение к миру. Появляются принципиально новые формы мышления, с более высоким, нежели раньше, уровнем обобщения и абстрагирования. Возникают новые, неизвестные в период господствования мифологии, способы освоения мира. Познание постепенно начинает ориентироваться не на поиск того, кто создал мир, а на теоретическое выявление причин сущего.
Новое философское мышление стало преобразовывать вещи и события внешнего мира в мыслях и философских понятиях. Благодаря категориальному аппарату, в философии воспроизводятся причины и закономерности развития мира. Объясняя различные процессы в действительности, философия рассматривает мир объективно, т.е. в его независимости от сознания человека. Нужно отметить, что в начале своего становления философия ещё была связана с предшествующим мифологическим мировоззрением, однако мифологические мотивы здесь играют роль «вспомогательных средств», художественных образов и приёмов. Также крайне важно то, что теоретическое мышление теоретическое мышление, в отличие от мифологического, начинает формироваться и развиваться по собственным принципам и законам.
Философия возникает в 6 в. до н.э., почти одновременно в государствах Запада и Востока. Свою классическую форму философия приобретает в Древней Греции. Первым, кто использовал понятие философия был древнегреческий математик и философ Пифагор, а в качестве специфической области знания её выделил тоже древнегреческий философ Платон. Философия начала формироваться как наука, которая должна объединять весь спектр знаний о мире.
Философия появляется в период смены общественно-экономической формации. Первобытнообщинный строй сменяется рабовладельческим, появляется частная собственность, происходит разделение труда. В новых государствах складывается правовая система, регулирующая новые общественные отношения. И по аналогии подчинённости общества юридическим законам, в философии античности и Древнего Востока появляется идея подчинённости всего бытия некоему высшему, над природному закону. В философии Древней Греции такой закон назывался Логос, в древнеиндийской традиции Дхарма, в воззрениях древнекитайских мудрецов Дао. Сознание первых мыслителей ещё сохраняет мифологические мотивы. Но в тоже время складываются черты, которые отличают зарождающуюся философию от признаков религиозно-мифологического мировоззрения. Мыслители в своих изысканиях ставят вопросы не о происхождении бессмертных богов, а о происхождении всех предметов, всего сущего вообще. Ранние философы в своих учениях предполагают возможность перехода первоначал и вещей друг в друга.
Уже в классический период философии был поставлен вопрос о том, что лежит в основе мира, материальное или идеальное первоначало. Постепенно, в философской мысли складываются два основных направления – материализм и идеализм. К примеру, в древней Индии, на позиции материализма стояли такие философские течения, как Вайшешика, Чарвака, Ньяя, а на позиции идеализма: Веданта, Миманса. В древнем Китае шло идеологическое противостояние между материалистическим учением Лао-Цзы и идеалистической философской концепцией Конфуция. Но в своём классическом виде противостояние материализма и идеализма сформировалось в Элладе как борьба двух линий: материалистической линии Демокрита и идеалистической линии Платона.
Системообразующим для всей философии является её разделение на два крупных направления:
Разделение на материализм и идеализм исходит из основного вопроса философии. Основной вопрос заключается в том, что является первичным, материя или сознание. Из этого вопроса исходит смежный вопрос: бытие определяет сознание, или сознание определяет бытие.
Фундаментальность вопроса о соотношении бытия и мышления состоит в том, что от его верного разрешения будет зависеть построение целостной системы знаний об окружающей человека действительности и о самом человеке. А ведь создание такой системы знаний и является ключевой задачей философии.
Материя и сознание (или дух) – это диаметрально противоположные, но в то же самое время неразрывно связанные характеристики бытия. В связи с этим существуют две стороны главного вопроса философии – онтологическая и гносеологическая.
Онтологическая, или бытийная сторона основного вопроса философии состоит в постановке и решении проблемы: что первично – материя или сознание. Суть гносеологической, или познавательной стороны ключевого вопроса философии: познаваем или непознаваем наш мир, и что первично в процессе познания. В зависимости от онтологической и гносеологической сторон в философии принято выделить ключевые направления, это материализм и идеализм, а также эмпиризм и рационализм.