Предмет, структура и функции философии


Предмет, структура и функции философии

Понятие философии

Определение 1

Философия – это теоретическое миропонимание, учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека к миру, система ее обобщенных взглядов на мир в целом и свое место в нем. Объектом изучения философия утверждает ценность человека как личности, гуманизм общественных отношений, социальный прогресс и научное творчество. Философская мысль является научно-теоретической и духовно-практической мнением о вечном.

Философия – не просто мировоззрение, она вместе с тем является наукой. Это мировоззрение, претендует на научный статус. Рассматривая универсальные, общие основания науки и культуры, формулируя синтетический взгляд на мир, философия апеллирует к разуму, логической обоснованности и опытной достоверности своих мыслей.

Предметом философии является общее свойства и связи действительности - природы, общества и человека - отношения объективной действительности и субъективного мира, материального и идеального, бытия и мышления. Структура философии и до сих пор не определена. Впрочем, существуют трактовки ее составляющих, которые находятся между собой в тесной связи, сочетании ее частей или иначе говоря уровней.

Структура философии

Можно выделить следующие уровни в структуре философии:

  1. Онтология – наука, связанная с бытием мира.
  2. Гносеология – наука о познании объективного материального мира человеком.
  3. Аксиология – наука о теории человеческих ценностей.

На первом уровне происходит решения проблем взаимоотношений между миром и человеком. Человек предстает как структурная мыслящая единица бытия в этом реальном мире, вступая с ним в тесные взаимоотношения. Эти же взаимоотношения приводят человека к следующим вопросам: сущности мира и его происхождения; заложенная в основе этого мира материальная или духовная субстанция. Также она задает себе вопрос: мир есть множественным или единственным; каким образом он развивается и происходит такое действие? Это собственно может порождать различные философские системы и решения их онтологических проблем.

Если же взять философов, то они по-разному давали ответы на следующие вопросы: что в первую очередь может лежать в основе мира? Дух или материя? Тем самым они подают идеалистическое или материалистическое решение этой проблемы. Будучи частью бытия, человек понимает его, но противостоит ему, осознавая такое противостояние.

Мир, который окружает человека, философия в основном воспринимают как объект познания. На гносеологическом уровне относятся вопрос о познании мира. Теория познания строится именно в рамках этих вопросов. Человек играет важную роль в познании мира, живя с ним как одно общее, целое, воспринимает его на эмоциях, осознавая свое существование в нем; взаимоотношения с другими людьми, права, а также обязанности.

На аксиологическом уровне происходит выявление ценностей и основ человеческого бытия, практической деятельности и поведения человека. Больше всего интересует аксиологию отношение человека к бытию, законов познания бытия.

Кроме того, есть еще и другие уровни в структуре философии, и среди них выделяется праксеологический. Этот уровень связан с анализом человеческой практической деятельности и усвоения им реального бытия мира. Когда человек познает мир, закономерности его бытия, то сразу оценивает их значимость для всего дальнейшего развития человечества, а затем творчески применяет эти знания в практической жизни.

Для философии, особенно ее уровней характерными могут быть следующие дисциплины:

  • логика,
  • философская антропология,
  • этика,
  • эстетика,
  • социальная философия,
  • лингвистическая философия,
  • философия религии.

Логика – наука о правильной последовательности и упорядочения человеческого мышления. Она занимается изучением вопросов форм выражения мыслей, развития знания, приемов, а также методов человеческого познания, законы человеческого мышления.

Философская антропология – наука, занимающаяся фундаментальным исследованием природы, сущности, человека как особой формы проявления бытия.

Этика – касается проблем добра, задача этой науки заключается в выявлении справедливых, разумных, обдуманных действиях людей в их совместной жизни.

Эстетика занимается исследованием чего-то прекрасного, формы в искусстве или в природе, влияние эстетического на того, кто его воспринимает.

Социальная философия – занимается вопросами, что такое общество; что можно относить к социальным явлениям; как могут реализовать себя в бытии закономерности общества.

Лингвистическая философия, или философия языка – как дисциплина занимается рассмотрением вопроса становления, эволюции и функции языка; значение этого языка в жизни самого человека, в том числе и общества. [/Определение]

Философии религии занимается в первую очередь такими вопросами: сущность такого феномена как религиозная вера, религиозное сознание; их специфика и функции в социуме; какое значение имеет религия в жизни человека и другие.

Являясь одним из элементов культуры, философия вместе с тем осуществляет рефлексию над ними и над мировоззренческими универсалиями, которые представляют. Философия производит собственные категории, по которым и осмысливает все элементы культуры.

Так, например, философская система Гегеля включала в себя философию природы, философию истории, философии политики, философии права, философии морали, философии искусства, философию религии, то есть охватывала мир человеческой жизни, культуры в их многогранности, разнообразия.

Современная философия по-новому осмысливает традиционные феномены культуры, а также новые ее проявления, порожденные современным уровнем производства, науки и техники. В частности, это касается таких феноменов, как глобальные проблемы человечества, информатизация и компьютеризация общества, глобализационные процессы и их последствия и тому подобное. Философии принадлежит интегрирующая роль в системе культуры.

Философия является универсальным способом самосознания человеком самого себя, своего места в мире, своего предназначения в нем. Она выступает теоретической формой развития мировоззренческого знания и общей мировоззренческой методологии. В процессе своего социокультурного осуществления она выполняет следующие функции:

  1. мировоззренческую (вся философская проблематика связана с смыслообразующим центром отношение "человек - мир". Вокруг него формируется тот духовный смысл, его приобретает человек, отыскивая ответы на вопросы, нацеленные на получение нового смысла. Именно на этой основе философия разрабатывает и обосновывает важнейшие принципы социально-политической, научной, нравственной и эстетической ориентации людей);
  2. методологическую (открывает и обосновывает общие формы организации процесса познания социального действия. Философия не только питает научную мысль доглубинными смыслами и служит ориентиром в процессе научного поиска, но и выступает определенной формой упорядочения мировоззренческих знаний, избавляя тем самым внутренний мир человека от "духовных полостей" и аморфности мыслей, верований, переживаний) ;
  3. познавательную (философия не только обобщает, но и благодаря этому помогает глубже проникать в тайны бытия. К тому же ей в наибольшей степени свойственно воплощение критичности человеческой мысли - то, что можно было бы назвать честностью человеческого духа к самому себе) ;
  4. социокультурную (как форма освоения человеком мира, философия выступает смыслообразующим ядром культуры. Служа способом освобождения целостности культуры, она вместе с тем возвышается над ней, выступает ее самосознанием);
  5. прогностическую (философия выступает для человека своеобразным способом преодоления имеющегося. Она открывает в человеческом бытии измерение надлежащего и желаемого, пытается обжить его для человека, обосновать различные способы реализации человека в нем. Тем самым она выявляет свою способность проектировать и до некоторой степени прогнозировать жизни человека и человечества в их перспективе).


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :