Представители постпозитивизма


Представители постпозитивизма

Что такое постпозитивизм?

Определение 1

Постпозитивизм, или неопозитивизм представляет собой обобщённое название ряда направлений в философии науки. Различные постпозитивистские течения можно объединить их критическим отношением к эпистемологическим и гносеологическим учениям, которые были разработаны в рамках неопозитивизма и обосновывали получение объективного знания из опыта.

Философия постпозитивизма берёт своё начало в критическом рационализме философа и социолога Карла Поппера. В своих философских построениях Карл Поппер критиковал классическую позитивистскую модель познания, и конкретно идею «чистого эмпиризма», считая, что эмпирические суждения в той же степени подвержены ошибкам, что и суждения теоретические.

В области науки Поппер противопоставляет верификационному принципу принцип фальсификации. Согласно принципу фальсификации научной теорией является такая теория, применительно к которой найдется факт, который будет противоречит фундаментальным положениям и принципам этой теории. Карл Поппер утверждал, что если какая-то теория фальсифицирована, то данную теорию нужно подвергнуть основательному пересмотру и переработке, или если это нужно, заменить несостоятельную теорию более верной и правильной теорией. Окончательным итогом фальсификации научной теории является разработка новой, то в научном исследовании учёный должен не стараться сохранять и спасать теорию, а наоборот, пытаться всеми возможными средствами опровергнуть теорию.

Принцип фальсификации австрийского и британского философа Карла Поппера был создан не только для того чтобы отделять научные теории от ненаучных, а также с целью сравнения научных теорий по степени их предпочтительности. В своих исследованиях в области философии и методологии науки, Поппер сосредотачивал внимание на негативных примерах, фактах, опровержениях, аргументах, иными словами на критике уже созданных и вырабатываемых теорий, с целью поиска критерия истинности научных знаний.

Нужно отметить, что кроме всего прочего, Карл Поппер создал концепцию трёх миров. Согласно этой концепции существуют: мир человеческого знания, мир вещей, мир объективного знания. Согласно философским взглядам Поппера, в познавательном смысле эти три мира не могут быть сведены друг к другу. Карл Поппер объяснял это тем, что субъект познания, создав теорию и оформив её научным языком, дает этой теории объективное существование, и с этого момента теория уже существует независимо от воли субъекта. Поэтому, мир знаний существует отдельно и в независимости от сознания субъекта. Но лишь в мире объективного знания происходит рост и развитие научного знания, под которым Поппер понимал, прежде всего, последовательную смену научных теорий с постепенным возрастанием уровня их совершенства.

Концепции Карла Поппера было дополнено и развито английским мыслителем Имре Лакатосом (1922 - 1944 гг.). Лакатос, отмечая противоречия в философской системе Поппера, обратил внимание на тот факт, что на протяжении исторического развития науки в ней имеет место удивительная устойчивость научных теорий, несмотря на существование большого количества эмпирических аномалий по отношению к науке. Этот факт Имре Лакатос объясняет тем, что в науке существуют устойчивые исследовательские программы, которые содержат в себе вереницу теорий, взаимосвязанных на основе решения схожих проблем.

Для описания прогрессивного развития науки Имре Лакатос использовал модель эволюции методологических программ. Заменяя понятие теории на понятие исследовательской программы, Имре Лакатос делает шаг от нормативного взгляда на науку, характерного для Карла Поппера и Венского кружка к описанию действительных процессов производства научного знания. В своих философских воззрениях Лакатос подчёркивает, что необходимо идти по пути фильтрации историко-научных фактов, отдавая предпочтение внутренним критериям роста научного знания. В научной деятельности, по мнению Лакатоса, необходимо делать упор на выяснении научных изменений, которые выражают суть науки, что и является научно-исследовательской программой.

Представители философии постпозитивизма

Среди ключевых представителей философии постпозитивизма необходимо выделить следующих философов:

  • Томас Кун;
  • Пол Фейерабенд;
  • Имре Лакатос;
  • Карл Поппер;
  • Стивен Тулмин;
  • Майкл Полани.

Философия позитивизма и постпозитивизма

В системе философского знания существует крупное и значимое течение, которое называется «философия науки». Данное философское направление, как и все другие направления в философии, прошло долгий и неповторимый путь своей эволюции. Началом создания и развития философии науки принято считать её «позитивистское рождение», когда появилась острая потребность в изучении и исследовании методов, логики и языка в области точных наук. В разные периоды своего развития, философия науки акцентировала своё внимание на самых разных темах и проблемах исследования научного познания. Главная задача философии науки в начале её развития состояла в том, чтобы понять природу и структуру естественнонаучной теории как таковой, набор средств и инструментов образования теоретического знания. На первых этапах философии науки, на этапах позитивизма, речь шла, в первую очередь, о проблемах роста научного знания.

Замечание 1

С каждым новым этапом развития философии науки, позитивисты старались достичь более последовательной и строгой ориентированности на науку, но с каждым новым этапом одновременно осуществлялся процесс отделения философии науки от действительного содержания развивающейся научной теории.

Логико-позитивистская концепция анализа научного знания со временем всё в большей степени обнаруживала своё несоответствие реальному содержанию научной теории, рефлексией которой она себя считала. Результатом этого несоответствия в итоге стало то, что среди представителей философии науки распространённым стал взгляд, согласно которому логико-позитивистская концепция, претендовавшая на точность, строгость и доказательность научных положений, сама является лишь модификацией «метафизики», притом модификацией несостоятельной. С течением времени на смену логическому позитивизму пришли новые направления, однако эти направления по-прежнему оставались в сфере аналитической философии.

Постпозитивизм, или неопозитивизм на протяжении всего своего существования являлся эмпиризмом, однако со временем постпозитивизм умерил свои требования к эмпирическому знанию. Философы постпозитивистского направления признавали, что философия в сущности сводится к логике науки, другими словами к логической теории языка. Развитие постпозитивизма можно представить следующим образом:

  • От верификации к фальсификации;
  • От чистого эмпиризма к эмпиризму конвенционалистскому;
  • От языка физики к языку «физикалистскому», от синтаксиса к семантике.

Характерной чертой постпозитивизма являются попытки проанализировать влияние различных «вненаучных» факторов – социальных, культурных, духовных, политических на процесс роста научного знания. В постпозитивизме наука перестает существовать в качестве вида деятельности, замкнутого на себе самом. В постпозитивизме наука начинает соприкасаться и взаимодействовать с обществом и культурой. Необходимо заметить, что подобное взаимодействие существовало всегда, однако именно в постпозитивизме проблемы социокультурных измерений процесса научного познания становится для философов науки интересной и «перспективной» темой.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :