Итальянский философ Николло Макиавелли является одним из первых мыслителей, сформулировавших принцип самодостаточности власти. С точки зрения Макиавелли правитель должен руководствоваться прагматическими интересами завоевания и удержания власти, обеспечения государственных нужд и обладать умением отступать от добра, таким образом никакие нормы морали и права, религиозные догматы, общественные договоры, потребности и убеждения общества и отдельных его лиц не являются регулятором власти, и не должны оказывать на нее определяющего влияния. Правитель может учитывать их, но лишь в тех случаях, когда они не препятствуют достижению прагматических целей.
Макиавелли выводит ряд общих положений на которых должна строится политическая деятельность «нового государя»:
Заслуга Макиавелли состоит в том, что он сформулировал реалистическую позицию относительно политической деятельности, вскрыв реальные механизмы и причины ее осуществления, очистив политические представления от моральных, религиозных и иных идеалистических завес, с помощью которых она маскировала собственные мотивы.
Вместе с тем, сфера интересов философа охватывала все проявления современной ему политической жизни. Одним из первых он обращает внимание на психологические и поведенческие особенности политических лидеров, способствующие достижению успеха, метафорически обозначая их животными типажами льва и лисы. Львиное поведение представляет собой проведение политики с опорой на силу и благородство, что позволяет с одной стороны привлечь к себе внимание как последователей, так и соперников, и завоевать их авторитет, а с другой делает политика уязвимым перед хитростями и ловушками.
Типаж лисы реализуется через двуличную натуру политика, с одной стороны он демонстрирует добродетели и заботу о своих последователях, а также уважение к конкурентам, а с другой реализует любые ухищрения и уловки для достижения результата. Эффективный политик, с позиции Макиавелли, должен уметь совмещать лучшие проявления обоих типажей, для достижения максимального эффекта.
Философские воззрения Т. Мора основаны на реальном опыте политической и управленческой деятельности, в ходе которой он занимал высшие посты английской политической системы. Он считается основателем направления утопического социализма, поскольку для выражения собственных воззрения об идеальном государстве выбрал термин «утопия» что в переводе с греческого означает «место которого нет».
Идеальное государство с точки зрения Мора характеризуется следующими признаками:
Дальнейшее развитие эти идеи получили в работе Т. Кампанеллы «Город Солнца». С одной стороны, Кампанелла устраняет последние остатки социального неравенства, присутствующие в утопии Мора (в виде рабов), с другой вводит тотальный коллективизм социальной жизни (все делается в рамках коллектива, и вся жизнь личности проходит на виду), а также ее регламентированность (жизненная активность граждан полностью подчинена государственному плану, воспитание и обучение происходит централизовано, по государственному стандарту, родители отстранены от детей).
Рассматривая динамические процессы и решения в современной ему политике, а также вскрывая ее исторический аспект в поисках идеальной формулы, под которой Токвиль понимал соединение демократии и аристократии, философ тонко и точно описывает характер и мотивацию народных действий и политической воли, как в момент деспотического давления, так и высвобождения от него посредством революционных событий.
Токвиль подвергает сомнению мысль о том, что движущей силой революции выступает стремление к свободе. Несмотря на то, что свобода безусловно является доминирующим лозунгом в действительности революционные действия осуществляются людьми недовольными собственным социально-экономических положением, и стремящимися уничтожить существующие политические институты для изменения ситуации. При этом если политики идут на встречу требованиям протестующих и предоставляют им уступки и большие права и свободы, подобный шаг только ухудшает ситуацию.
Любые реформы не способны мгновенно улучшить экономическое положение масс людей, в тоже время у них формируются завышенные несбыточные ожидания, которые закономерным образом не удовлетворяются, что приводит к усилению негативной реакции. Таким образом складывается парадокс Токвиля, который заключается в том, что к революционным побуждениям приводят не тягостные законы, а их ослабление.
В основе данного парадокса с точки зрения мыслителя лежит тот факт, что народ стремится не к свободе, а к социальной справедливости. Укрепление социальной справедливости позволяет народу покорно существовать в условиях самой тоталитарной системы, однако, когда данный принцип нарушается, возникает закономерное недовольство.