Социальное познание мира


Социальное познание мира

Специфика социальной познавательной деятельности

Важнейшая черта социальной познавательной деятельности заключается в полной тождественности объекта и субъекта познавательного процесса. Общественная сфера во время социальной познавательной деятельности познает саму себя.

Тождественность объекта и субъекта познавательной деятельности значительно воздействуют и на сам познавательный процесс, и на его эффективность и окончательную результативность. Приобретенные социальные знания тесным образом взаимодействуют с заинтересованностью человека - познавательного субъекта. Данным фактом можно обосновать присутствие различных, зачастую несовместимых суждений, взглядов и пониманий, появляющихся при исследовании одинаковых социальных событий или явлений.

Социальная событийность

Социальная познавательная деятельность начинается с установки социального события. Событие - это эпизод свершившегося действия.

Выделяют три типа социальной событийности:

  1. деяния и шаги отдельного человека или значительной социальной группы, коллектива;
  2. результаты духовного или материального производства человека;
  3. вербальное социальное событие (взгляд, позиция, суждение, представление).
Замечание 1

Интерпретирование данных событий всецело зависит от системы взглядов исследователя, заинтересованности социального объединения, к которому он относится, целей, которые он перед собой обозначает.

Задачи социальной познавательной деятельности

Задача социальной познавательной деятельности заключается в установлении истинности. Обозначить ее в социальной познавательной деятельности представляется достаточно сложным, потому как:

  • познавательный объект, коим выступает социум, является структурно сложным и постоянно совершенствуется и находится в процессе развития. Следовательно, затруднительным представляется установление социальных принципов, а открытость социального принципа имеет вероятностную направленность, потому что тождественные исторические факты и ситуации никогда не воспроизводятся;
  • ограничиваются возможности для использования данной методики эмпирического изучения, как экспериментирование, то есть повторение исследуемого социального события по требованию изыскателя представляется невозможным. Социальное экспериментирование имеет конкретно-историческую направленность и приводит в различных общественных системах к различным итогам. Отсюда самой популярной методикой социальных изучений есть научное абстрагирование.
Замечание 2

Важнейший источник приобретения новых знаний - это социальные реалии, практическая деятельность. Общественная жизнь подвержена быстрым изменениям, поэтому в социальной познавательной деятельности можно установить лишь относительную истину.

Конкретно-исторический метод в социальной познавательной деятельности

Разобраться и дать правильное описание существующим общественным процессам, обнаружить закономерности социального роста представляется возможным, применяя конкретно-исторический метод к социальной событийности. Условия применения данной методики заключаются в:

  • исследовании событий, которые происходят в общественной жизнедеятельности, и причины в результате которой они случились;
  • анализе любого общественного явления в его тесной связи и контактировании с другими событиями;
  • исследовании деятельности и заинтересованности участников исторического функционирования (социальная общность, отдельная личность).

Метод социального прогнозирования в социальной познавательной деятельности

Социальной познавательной деятельности применяется метод социального прогнозирования для приобретение знания о будущем развитии общества, о том, чего пока нет в реальности, но наличествуют все предпосылки для его появления.

Сегодня научная система располагает 200 научными методиками, специальными способами, техническими и логическими механизмами прогностической социальной познавательной деятельности, в частности к ним относятся:

  • экстраполирование;
  • историческое сравнение;
  • моделирование при помощи компьютерных технологий;
  • разработка планов на будущую перспективу;
  • экспертный анализ и оценивание.

В соответствии с содержанием и назначением социального прогнозирования выделяется четыре его важнейших вида:

  • изыскательское;
  • нормативное;
  • аналитическое
  • прогнозирование-предостережение.

Изыскательское прогнозирование.Поисковое прогнозирование (реалистическое, изыскательское), опирается на реалистические оценки, складывающихся в данный период времени ситуаций в разных отраслях социальной и общественной жизни, применяется с той целью, чтобы выявить возможные сценарии будущего.

Нормативное прогнозирование. Нормативное прогнозирование существует с ориентацией на свершение в будущем конкретных задач, включают в себя разные практические рекомендации для воплощения в жизнь определенных сценариев и планов развития.

Аналитическое прогнозирование.Аналитическое прогнозирование существует с той целью, чтобы в научных задачах установить познавательные ценности разных методик и способов изучения.

Методика прогноза-предостережения.Прогноз-предостережение разрабатывается с целью влияния на поступки и сознательную сферу человека, чтобы он смог не допустить осуществления определенного негативного сценария будущего.

Замечание 3

Социальные прогнозы не претендуют на абсолютную достоверность знаний о будущем: самый взвешенный и доскональный прогноз сбывается с малой вероятностью. Следовательно, социальные прогнозы определяются как совокупное межпредметное изучение дальнейших перспектив совершенствования социума и личностей в нем.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :