Важнейшая черта социальной познавательной деятельности заключается в полной тождественности объекта и субъекта познавательного процесса. Общественная сфера во время социальной познавательной деятельности познает саму себя.
Тождественность объекта и субъекта познавательной деятельности значительно воздействуют и на сам познавательный процесс, и на его эффективность и окончательную результативность. Приобретенные социальные знания тесным образом взаимодействуют с заинтересованностью человека - познавательного субъекта. Данным фактом можно обосновать присутствие различных, зачастую несовместимых суждений, взглядов и пониманий, появляющихся при исследовании одинаковых социальных событий или явлений.
Социальная познавательная деятельность начинается с установки социального события. Событие - это эпизод свершившегося действия.
Выделяют три типа социальной событийности:
Интерпретирование данных событий всецело зависит от системы взглядов исследователя, заинтересованности социального объединения, к которому он относится, целей, которые он перед собой обозначает.
Задача социальной познавательной деятельности заключается в установлении истинности. Обозначить ее в социальной познавательной деятельности представляется достаточно сложным, потому как:
Важнейший источник приобретения новых знаний - это социальные реалии, практическая деятельность. Общественная жизнь подвержена быстрым изменениям, поэтому в социальной познавательной деятельности можно установить лишь относительную истину.
Разобраться и дать правильное описание существующим общественным процессам, обнаружить закономерности социального роста представляется возможным, применяя конкретно-исторический метод к социальной событийности. Условия применения данной методики заключаются в:
Социальной познавательной деятельности применяется метод социального прогнозирования для приобретение знания о будущем развитии общества, о том, чего пока нет в реальности, но наличествуют все предпосылки для его появления.
Сегодня научная система располагает 200 научными методиками, специальными способами, техническими и логическими механизмами прогностической социальной познавательной деятельности, в частности к ним относятся:
В соответствии с содержанием и назначением социального прогнозирования выделяется четыре его важнейших вида:
Изыскательское прогнозирование.Поисковое прогнозирование (реалистическое, изыскательское), опирается на реалистические оценки, складывающихся в данный период времени ситуаций в разных отраслях социальной и общественной жизни, применяется с той целью, чтобы выявить возможные сценарии будущего.
Нормативное прогнозирование. Нормативное прогнозирование существует с ориентацией на свершение в будущем конкретных задач, включают в себя разные практические рекомендации для воплощения в жизнь определенных сценариев и планов развития.
Аналитическое прогнозирование.Аналитическое прогнозирование существует с той целью, чтобы в научных задачах установить познавательные ценности разных методик и способов изучения.
Методика прогноза-предостережения.Прогноз-предостережение разрабатывается с целью влияния на поступки и сознательную сферу человека, чтобы он смог не допустить осуществления определенного негативного сценария будущего.
Социальные прогнозы не претендуют на абсолютную достоверность знаний о будущем: самый взвешенный и доскональный прогноз сбывается с малой вероятностью. Следовательно, социальные прогнозы определяются как совокупное межпредметное изучение дальнейших перспектив совершенствования социума и личностей в нем.