Потребность в познании мира


Потребность в познании мира

Врожденные потребности в познавательной активности

Необходимость активного познания окружающей среды теснейшим образом переплетается с тягой детей в раннем возрасте к индивидуальности и независимости. Предпосылка в развитии активного познания маленького человека проявляется во врожденном желании и потребности в новом впечатлении и удивлении. Первое время такие потребности представляются органическими, потому как связаны они с приобретением необходимого стимулирования для полного формирования коры головного мозга маленькой личности. Необходимо отметить, что уже в момент рождения кора головного мозга у детей является настолько сложным органом, при котором он для своего роста испытывает потребность в специфических раздражителях со стороны взрослых, которые бы усложняли постоянно этот процесс.

Развитие познавательной потребности с младенчества

Следовательно, в скором времени тяга к впечатлениям получает психологическое оформление, все усложняясь, и превращается в человеческую потребность в познавательном функционировании. Тому подтверждением выступают переживания маленького человека положительного эмотирования от новых событий с познавательной направленностью и ненасыщенность такого желания и потребности. Ребенок стремится к усилению и повторению подобных переживаний, что заставляет его находить средства и способы для самоудовлетворения познавательных желаний и потребностей.

Познавательные желания стремительно развиваются с раннего возрастного периода. Совершенствование подобных потребностей зависит от изменения позиции ребенка в структуре взаимоотношений с ближайшим окружением, и с приобретением ребенком более новых действенных средств и поведенческих механизмов.

Постижение предметной деятельности

Замечание 1

Активность к познанию у ребенка ранних лет проявляется в постижении предметной деятельности - наработке средств и способов применения вещей.

В качестве образца, эталона такой деятельности выступает взрослый человек. Он рассказывает маленькому человеку назначение предметов, особенности их функционирования, которые не могут быть установлены при помощи манипуляции. Ребенок постигает функции предметов, далее у него формируются специфические человеческие мыслительные формы посредством отображения взаимосвязей и взаимоотношений.

Следовательно, овладевание предметной и инструментальной деятельностью способно привести к преобразованию роли маленького человека по отношению к окружающей среде, усложняемости его познавательных желаний и потребностей: ребенок изучает каждый предмет, и не только его признаки и качества, также он интересуется его социальным предназначением и функциями.

Способность к подражанию как важный элемент познания

В раннем возрасте ребенку присуща способность подражать, что несомненно ведет к быстрой усвояемости специальных операций с вещами. Когда ребенок достигает успеха в овладении каким-либо действием, у него появляется устойчивое желание многократно повторять подобные манипуляции. Такие занятия доставляют маленькой личности удовлетворение и огромную радость, потому что посредством их им утверждается собственная практическая возможность.

Зачастую дети сами обращают внимание взрослых к разным вещам: они приглашают к совместным действиям, а также к творческому познавательному процессу. До двухлетнего возраста дети, как правило, рассматривают взрослых как помощников. Со временем взрослые выступают в качестве образца для подражания и главными ценителями результата действий маленького человека. И ближе к трехлетнему возрасту дети начинают активно добиваться от взрослых хороших оценок и полного одобрения собственной деятельности.

Замечание 2

По утверждению Эльконина предметное функционирование является ведущим, доминирующим в ранние годы, потому что такая деятельность помогает появиться важным достижениям и успехам в совершенствовании сознательной сферы и личности маленького человека.

Особенности познавательной деятельности

Познавательная деятельность включает в себя помимо предметной деятельности деятельность:

  • продуктивную;
  • игровую.

В продуктивных и предметных действиях ребенком с ранних лет усваиваются общие структурные особенности человеческого функционирования.

Правила в удовлетворении потребностей в активной познавательной деятельности окружающей реальности:

  1. Отзывчивое отношение взрослых к активному познанию детей, которая находит отражение в вовлеченном внимании взрослых к интересующему ребенка предмету, многочисленных вопросах детей, имеющих ярко выраженную познавательную направленность.
  2. Эмоциональное вовлечение родителей в совместные действия, которые выражаются в демонстрировании эмоциональных чувств к объектам и вещам, задачам инициативности ребенка и положительному оцениванию итогов практического функционирования. Такими действиями взрослый поддерживает познавательную заинтересованность маленькой личности.
  3. Обучающий процесс ребенка необходимо производить в совместных действиях со взрослыми. Такое познавательное контактирование проходит в три основные стадии. Во время первой стадии взрослому демонстрируется образец правильно выполненных действий, даются практические рекомендации. Вторая стадия характеризуется в совместно-разграниченных видах функционирования детей и взрослых. Третья, завершающая стадия, отличается самостоятельной деятельностью детей.

Таким образом, организация контактирования взрослых и детей исходя из данных стадий при постоянном ориентировании на овладевание маленьким человеком практическими навыками и знаниями позволит существенно удовлетворить его потребности и желания в активной познавательной деятельности окружающей среды, а также эффективно справляться с задачами по совершенствованию маленькой личности.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :