Познание мира ребенком


Познание мира ребенком

Физиологические факторы в познавательной деятельности ребенка

С момента жизнедеятельности маленького человека его мозг проходит становление под воздействием ближайшего окружения, а само функционирование рождения длится на протяжении всей жизни, потому как существование личности является процессом рождения собственной самости посредством познавательных действий тех объектов, предметов и явлений, которые его окружают, при помощи познавательного процесса приобретается информация и практические умения, они постоянно развиваются и совершенствуются. Познавательная деятельность по своей сути является психологическим процессом, так как имеет тесную связь с мыслительными функциями.

Ощущение в познавательной деятельности

Начальный жизненный этап, дошкольные годы маленький человек подвластен чувственной познавательной деятельности. Познавательная деятельность начинается с ощущения, потому как оно есть первое звено, которое связывает сознательную сферу ребенка с внешней бытийностью. При помощи ощущения отражаются в сознательной сфере отдельные свойства и стороны объективной реальности. Таким образом, благодаря ощущению ребенок знакомится с внешними параметрами предметов. Разграничивая прохладное, горячее, ароматы, цветовую палитру, жесткость, хрупкость маленький человек обучается разделять вещественный мир, выявлять общность и различия предметов, получать разный информационный материал о преобразованиях реальной действительности. С подобного этапа формируются сенсорные эталоны:

  • цветовая палитра;
  • внешний вид;
  • габариты (с течением времени такой фактор отрывается от объекта, и происходит его обобщение).

Перцептивное в познании ребенка

Процесс восприятия - это важнейший психический процесс. От развитости мировосприятия у маленькой личности всецело зависимо и другая познавательная деятельность, в особенности мыслительная, отличающаяся такими функциями как типологизация, синтезирование, резюмирование. Восприятием является изучение предмета в целостности, в единстве образа, в реальном видении в комплексе взаимосвязей и сторон, синтезирование информации об отдельных ощущениях. При помощи восприятия предметного образа и сохранении его в сознательной сфере маленький человек получает возможность использования предметов, установления взаимосвязей внешнего облика вещей и их назначения.

Восприятием в первую очередь является перцептивная деятельность, выражающаяся в исследовании важнейших качеств и свойств (информативных точек) постигаемой вещи, и обозначении в ней главного и второстепенного. Благодаря такому выделению маленький человек ощущает данные информативные точки в каждой вещи окружающей действительности. Это способно помочь при вторичной рецепции быстро распознать эту вещь и отнести ее к конкретной группе, например:

  • игрушки;
  • посуда;
  • одежда.

Совершенствование перцептивных функций

Рецептивные действия с самого начала представляются развернутыми и наружными (маленький человек смотрит на вещь, трогает ее, действует с ней), далее сведения о ней отображаются во внутреннем плане и подвергаются автоматизированному процессу.

Замечание 1

Следовательно, совершенствование перцептивных функций формирует способность к обобщению, другие мыслительные операции, потому как обозначение важнейших свойств каждой вещи дает возможности для дальнейшего объединения их в группы и категории.

Важно отметить: в процессе перерабатывания информационного материала сознательной сферой ребенка понимание и чувствование представляются единой, нерасторжимой деятельностью. Восприятием не является простое механическое фиксирование импульсов, приходящих от физической реальности к рецепторам чувствительных центров.

Исследователи Венгер, Выготский, Запорожец, Мейман обосновали, что в первые годы жизнедеятельности у ребенка происходит активное развитие не только двигательных функций и воспринимания, но и устанавливаются различные типы памяти:

  • эмфатическая;
  • двигательная;
  • художественная;
  • словесная.

Художественная память в значительной степени воздействует на коммуникацию и становление мотивационного компонента, тем самым выражаются мотивации и намерения, которые и направляют действия детей.

Мыслительная деятельность детей грудного возраста

Активно растет мыслительная деятельность у детей грудного возраста. К первому году жизни у ребенка возникают начальные мыслительные способности, или наглядно-действенная мыслительная деятельность, которая целиком построена на ошибках и пробах, и связана она с формированием первой самостоятельной двигательной активности маленького человека. Временной промежуток, за который он исследует новые вещи, а также число анализаторов, участвующих в этой деятельности, - важнейшие показатели интеллектуальных способностей ребенка грудного возраста. Формируются речевые способности, в особенности пассивные - дети слушают и различают звуки. Внешняя речь развивается от слов к предложениям, а внутренняя - от предложений к словам.

Отличительной особенностью мыслительной деятельности детей на дошкольном возрастном этапе представляется ее синкретичность, или нерасчленение, единство. Дети решают задания, не выделяя в них конкретные параметры, а принимая явление в целостности, все элементы у которой одинаково значимы. Таким образом поддержка взрослых должна состоять в анализе и вычленении конкретных деталей в явлении, из которых в дальнейшем маленький человек обозначит главное и второстепенное. Следовательно, коммуникативное взаимодействие взрослого с маленькой личностью, общие их занятия значительно ускоряют и оптимизируют познавательную деятельность ребенка.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :