Научной познавательной деятельностью является такой тип постижения и освоения, который направлен на выработку истинной информации о реальности, выявление беспристрастных закономерностей и принципов на основании систематизации конкретных фактов и данных. Научное познание возвышается над формой обыденной познавательной деятельности, имеющей прямое отношение к реальной жизни людей и рассматривающей реалии как обычные события или явления.
Специфика научной познавательной деятельности заключается в том, что она:
Эмпирическая познавательная ступень является опытной и индуктивной в исследовании объектов, явлений и предметов. Она получает важнейшие исходные факты, описывает, перерабатывает и осмысляет при помощи научного языка полученную информацию, систематизирует, анализирует и обобщает ее.
На теоретической познавательной ступени происходит углубление в суть исследуемого объекта и явления, а также обоснование законов и принципов его становления и совершенствования, моделирование объекта и его углубленное анализирование.
Результат, основанный на научных принципах, является исходной формой научной познавательной деятельности, где зафиксированы первейшие сведения о предмете, ситуации или явлении. Научным признается только факт, поддающийся определенной проверке и обоснованный научной терминологией и категориальным аппаратом.
Научной проблематикой представляется несоответствие новых данных и имеющих место теоретических сведений. Следовательно, научная проблематика может появиться в том случае, когда постигающим субъектом понимается недостаточность каких-либо данных о предмете и ставится задача по устранению такого недочета, противоречия или несоответствия. Проблематика состоит из содержательной части, проблемного вопроса и способов, механизмов разрешения.
Научной гипотезой является доказанное соображение, суждение, обосновывающее конкретные параметры и фактуру исследуемого объекта и не входящее в противоречие существующему научному результату. Она должна обосновать исследуемый предмет, должна быть проверена и в полной мере ответить на вопросы, заданные научной проблематикой.
Доказательством называется подтвержденность суждения. Доказательство является важнейшим, центральным понятием как для эпистемологии, так и для философского анализирования научных методик, принципов и идей.
Типы доказательств:
Подтвержденное суждение - это фундамент для создания и развития общенаучных теорий. Любая теория получает развитие в определенной парадигме. А парадигмой является специфическое средство структурирования сведений, информационных данных и определенное видение бытия, оказывающее воздействие на ход дальнейшего изучения и постижения. Парадигма - это оптический инструмент, посредством которого можно рассмотреть ситуацию или положение вещей.
Методом является способ деятельности в любом ее виде.
Метод включает в себя приемы, которые помогают достигнуть цель, получить конкретный результат, отрегулировать жизнедеятельность личности. По своей содержательной специфике методы являются объективными, потому как могут быть определены спецификой предмета, закономерностями и принципами его деятельности.
Научным методом называется комплекс закономерностей, положений, механизмов и способов, которые обеспечивают структурное познание предмета и приобретение достоверных информационных сведений.
По специфике и направленности в познавательной сфере такие способы и механизмы делятся на методы, состоящие из определенных принципов, положений, закономерностей, шагов (экспериментирование, дедуктирование, индуктирование, мониторинг) и способы-подходы, указывающие определенную направленность и общие механизмы изучения (системное анализирование, функциональное анализирование, диахронная методика).
По функциональности необходимо обозначить: