Научное познание мира


Научное познание мира

Сущность научной познавательной деятельности и ее специфика

Научной познавательной деятельностью является такой тип постижения и освоения, который направлен на выработку истинной информации о реальности, выявление беспристрастных закономерностей и принципов на основании систематизации конкретных фактов и данных. Научное познание возвышается над формой обыденной познавательной деятельности, имеющей прямое отношение к реальной жизни людей и рассматривающей реалии как обычные события или явления.

Специфика научной познавательной деятельности заключается в том, что она:

  • выявляет и обосновывает объективные закономерности и принципы реальной жизни: природные, общественные, социальные, мыслительный и познавательный процесс;
  • устанавливает объективную истинность, которую постигает при помощи рациональных методик и механизмов;
  • воплощается в практической жизнедеятельности, имея прикладное значение;
  • использует и применяет точные термины, понятия и категории;
  • воспроизводит информацию, которая образует единую структуру закономерностей, принципов, понятий, теоретических установок;
  • обосновывает и доказывает полученные результаты, делает выводы, выдвигает гипотезы, суждения и предположения;
  • прибегает к специфическим познавательным механизмам: измерительные приборы, научная аппаратура, инструментарий.

Ступени научной познавательной деятельности

Эмпирическая познавательная ступень является опытной и индуктивной в исследовании объектов, явлений и предметов. Она получает важнейшие исходные факты, описывает, перерабатывает и осмысляет при помощи научного языка полученную информацию, систематизирует, анализирует и обобщает ее.

На теоретической познавательной ступени происходит углубление в суть исследуемого объекта и явления, а также обоснование законов и принципов его становления и совершенствования, моделирование объекта и его углубленное анализирование.

Категории научной познавательной деятельности

Результат, основанный на научных принципах, является исходной формой научной познавательной деятельности, где зафиксированы первейшие сведения о предмете, ситуации или явлении. Научным признается только факт, поддающийся определенной проверке и обоснованный научной терминологией и категориальным аппаратом.

Научной проблематикой представляется несоответствие новых данных и имеющих место теоретических сведений. Следовательно, научная проблематика может появиться в том случае, когда постигающим субъектом понимается недостаточность каких-либо данных о предмете и ставится задача по устранению такого недочета, противоречия или несоответствия. Проблематика состоит из содержательной части, проблемного вопроса и способов, механизмов разрешения.

Научной гипотезой является доказанное соображение, суждение, обосновывающее конкретные параметры и фактуру исследуемого объекта и не входящее в противоречие существующему научному результату. Она должна обосновать исследуемый предмет, должна быть проверена и в полной мере ответить на вопросы, заданные научной проблематикой.

Доказательством называется подтвержденность суждения. Доказательство является важнейшим, центральным понятием как для эпистемологии, так и для философского анализирования научных методик, принципов и идей.

Типы доказательств:

  • практическая деятельность, которая становится обоснованием и подтверждением;
  • косвенная теоретическая доказательность, которая включает обоснованность аргументами с ссылкой на законы и факты (путь индуктирования), предоставление суждения из уже подтвержденного положения (путь дедуктирования), тождественность, конструирование.

Подтвержденное суждение - это фундамент для создания и развития общенаучных теорий. Любая теория получает развитие в определенной парадигме. А парадигмой является специфическое средство структурирования сведений, информационных данных и определенное видение бытия, оказывающее воздействие на ход дальнейшего изучения и постижения. Парадигма - это оптический инструмент, посредством которого можно рассмотреть ситуацию или положение вещей.

Основные методы научной познавательной деятельности

Методом является способ деятельности в любом ее виде.

Метод включает в себя приемы, которые помогают достигнуть цель, получить конкретный результат, отрегулировать жизнедеятельность личности. По своей содержательной специфике методы являются объективными, потому как могут быть определены спецификой предмета, закономерностями и принципами его деятельности.

Определение 1

Научным методом называется комплекс закономерностей, положений, механизмов и способов, которые обеспечивают структурное познание предмета и приобретение достоверных информационных сведений.

По специфике и направленности в познавательной сфере такие способы и механизмы делятся на методы, состоящие из определенных принципов, положений, закономерностей, шагов (экспериментирование, дедуктирование, индуктирование, мониторинг) и способы-подходы, указывающие определенную направленность и общие механизмы изучения (системное анализирование, функциональное анализирование, диахронная методика).

По функциональности необходимо обозначить:

  • общеличностные способы мыслительной деятельности (анализ, синтезирование, сопоставление, резюмирование, индуктирование, дедуктирование);
  • методики эмпирической ступени (мониторинг, экспериментирование, распознавание, интервьюирование, анкетирование);
  • методики теоретической ступени (мысленное экспериментирование, отождествление, математические методики, дедуктирование, индуктирование, моделировка).


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :