Основные проблемы гносеологии


Основные проблемы гносеологии

Понятие и вопросы гносеологии

Замечание 1

Гносеология представляет собой раздел философского знания, рассматривающий проблему процесса познания, познаваемости мира, методов познания и критериев истинности получаемого знания.

Гносеология, как и онтология, наука о бытие, разрабатываются в философской мысли с древнейших времен. В античный период были сформулированы основные проблемы и методы гносеологии, Демокрит, Платон, Аристотель, рассматривают вопросы чувственного и рационального познания, критерием истины которого выступает соответствие знания человека действительности, точное отражение реальности.

И все же гносеология в античный период занимает подчиненную позицию по отношению к онтологическим проблемам, она привлекается философами постольку, поскольку им требуется обоснования собственных концепций бытия, как например, у Сократа гносеология которого полностью подчинена целям нравственно-этическим идеям.

Бурное развитие гносеологии происходит в Новое время. В эпоху Возрождения фокус философских проблем был переключен с осмысления божественного, на человеческую личность, проблемы соотношения человека и мира, бога, общества.

Секуляризация философии дала импульс для ее дальнейшего развития, разворота на встречу решения актуальных проблем своего времени и общества, центральной из которых безусловно являлась проблема разума и познания. Становление естественных наук требовало выработки как методологии получения знания, так и критериев оценки его истинности, пригодности для объяснения происходящих процессов, а также их предсказания и управления ими.

Именно в Новое время складывается гносеологическая парадигма в философии, ставящая разум и процесс познания во главе всей философской науки и бытия человека, рассматривающая его в качестве универсального ключа ко всем проблемам.

Отличительной чертой эпохи Просвещения является убежденность мыслителей в том, что познание и просвещение способно решить все социальные и экономические проблемы и противоречия человечества, а философы могут эффективно управлять обществом реализуя собственные взгляды.

Хотя исторический процесс расставил все по своим местам, проблематика познания остается актуальной по сей день. В настоящее время бурное развитие науки и техники, в сочетании с пониманием ограниченности человеческих возможностей в познании мира, диктует необходимость разработки новых методологических подходов и концепций процесса познания и его результата.

К основным проблемам гносеологии традиционно относят:

  • проблему познаваемости мира,
  • проблему субъекта и объекта познания,
  • проблему путей познания,
  • проблему критериев истины,
  • проблему многообразия видов познавательной деятельности и другие.

Основные подходы к проблеме познаваемости мира

Вопрос познаваемости мира имеет принципиальное значение для всей гносеологии в целом, так как от его решение зависит все дальнейшее развитие данной отрасли философии.

Пример 1

Так, например, если принять позицию, что мир не познаваем, то все существование гносеологии становится бессмысленным – зачем нужно исследовать то, чего быть не может?

Существует два основных направления в которых происходит решение данной проблемы:

  • гносеологический оптимизм,
  • гносеологический пессимизм.

Позиция гносеологического оптимизма предполагает, что познание мира человеком возможно и вполне ему по силам. Философы стоящие на данной позиции в большей степени сосредоточены на более частных вопросах, связанных с путями познания, критериями истинности получаемого знания и т.д.

Позиция гносеологического пессимизма предполагает, что познание мира невозможно. В ее рамках существует ряд различных направлений по-разному аргументирующих свою позицию. Агностицизм предполагает, что предел познавательных возможностей человека ограничен его чувственным, опытным знанием, которое обладает значительной степенью субъективности и относительности, познание же сути вещей, абстракций, законов и всего того, что лежит за границами непосредственного восприятия не более чем иллюзия. Как следствие мир не познаваем, он скрыт от человека.

Иррационализм отрицает идею о рациональном строении мира, о возможности его упрощения до адекватной абстрактно-логической модели действующей по определенным законам и закономерностям выделенным человеком. Идея иррационализма состоит в том, что природа мира гораздо шире любой человеческой модели, а механизмы по которым он функционирует выходят за рамки человеческого понимания, из-за чего любая человеческая модель будет неточной и не сможет отразить истину.

Скептицизм является наиболее оптимистичным из всех пессимистических течений. Скептицизм признает возможность познания мира человеком, однако подчеркивает неспособность последнего выработать достаточные критерии истинности, чтобы убедиться в правдивости добываемых им знаний. С точки зрения скептицизма любое знание может быть оспорено и опровергнуто, что подтверждается многократными примерами из истории науки.

Замечание 2

Тем не менее в настоящее время доминирующую позицию занимает гносеологический оптимизм, так, как только он способен обеспечить поступательное развитие науки и техники, являющееся двигателем современного мира.

Подходы к проблеме методологии познания мира

Замечание 3

В истории гносеологии представлен ряд подходов к познанию мира, к числу основных относятся сенсуализм, рационализм и эмпиризм.

Сенсуализм рассматривает в качестве источника знания ощущение человека, его чувственное познание мира. В крайних формах это влечет за собой релятивизм. Утверждение, что «человек есть мера всех вещей», под которым понимается, что вся воспринимаемая личностью информация является истинной, делает относительной саму истину, которая изменяется с течением времени.

Рационализм отрицает достоверность чувственного познания. Истинное знание может быть получено лишь путем размышлений разума, свободного от иллюзий восприятия, т.е. представляет собой построение абстракций. Эмпиризм в определенной степени объединяет предыдущие позиции. Чувственное познание есть источник информации о мире, которая должна быть обработана разумом. Критерием истинности получаемого знания служит опыт, т.е. возможность воспроизведения знания в объективных условиях, т.е. независимо от того, кто им владеет знание должно оставаться одинаковым и давать одни и те же результаты при его воспроизведении.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :