Основные направления философии древних цивилизаций


Основные направления философии древних цивилизаций

Философские идеи Индии

Философские идеи Индии, как и каждой культуры, своими истоками уходят к мифологическому и религиозному мировосприятию. Источником древнеиндийской философии является ведическая литература. Ведическая литература формировалась около 900 лет (1500 - 600 гг. до н. э.). Собственно философские идеи формируются в так называемом эпическом периоде (600 - 200 гг. до н. э.). Они укоренены в ведический сборник «Упанишады» (VIII - VI вв. до н. э.), а на их основе формируются философские системы – даршаны. К основным философским школам относятся: миманса, йога, ньяя, санкхья, веданта, санкья, буддизм, джайнизм.

Замечание 1

Основная мировоззренческая идея индийского мышления, которую выражают системы философии – это убеждение, что жизнь неразрывно связана со страданием.

Это убеждение является выходным в религиозной философии буддизма (учредитель – историческая фигура, принц Ґаутама-Будда, VI в. до н. э.). Причина страданий – природа человеческих желаний. Выход из этого: выработка такого поведения, которая устраняет страдания.

Основа мира – мировой дух Брахман, который все держит в человеке он присутствует как Атман (индивидуальная душа). Жизнь человека – это бесконечный цепь перерождений – сансары, который подчинен закону возмездия – Кармы: каждое новое рождение зависит от того насколько прежняя жизнь согласовывалось с нравственными законами. Это определяет в которой из каст будет проходить жизни человека: как брахман (служители культа), кшатрия (воины и властители), вайшьев (земледельцы, ремесленники, торговцы) или Шудря (самая низкая каста), или животное. Если душа успешно пройдет весь путь от Шудри к брахману, это в конечном итоге приведет к нирване – человек избавляется от страданий, цепь сансары прерывается. Атман сливается с мировым духом Брахманом – это состояние полного обезболивания и лишения собственного Я, слияние со всем, потеря персонального существования, и есть нирвана.

Древнекитайская культура

Ее источники, включая специфику философского мышления, так же, как и в Индии, достигают мифологического мировоззрения. В нем природа воспринимается одуховленной, все вещи даже любое место, имеют своих духов-демонов. Души умерших продолжают существовать в других формах. Их чествования породило устойчивый культ предков, стало традицией и существует в Китае по сей день.

Согласно китайским мировоззрением, существуют две противоположно направленные силы: небесная (активная, мужское начало) – ян и земная (пассивная, женское начало) – инь. Основным источником духовной культуры является «Книги китайской образованности», они написаны в I тыс. т. н. е. Это "Книга перемен", "Книга песен", "Книга порядке", "Книга гор и морей», «Книга весны и осени". К основным философским школам, прежде всего, относятся: конфуцианство, даосизм, легизм.

Конфуцианство (VI - V вв. до н. э.), основатель Кун Фу-цзы (Конфуций). Основная проблема его философии – общественная жизнь, моральные принципы человеческих взаимоотношений, воспитания. Центральный вопрос его учение – это порядок в общественной жизни, основанный на долге.

Однако идеал порядка находится в прошлом. Культ прошлого нашел выражение в безоговорочном подчинении старшим. Почитание отца, уважение к старшим братьям - требуемая норма добра и порядка. Каждый человек должен жить на основе добрых обычаев ("ли"). Взаимоотношения подданного и правителя, подчиненного и начальника такие же как отношения сына и отца, младшего и старшего братьев. Такой порядок соответствует природе "дао" – мировому закону неба. Важным принципом взаимоотношений является принцип человечности (гуманизма) – "жень", он выражает установку "не делать другим того, чего не желаешь себе».

Определение 1

Даосизм, основатель которого Лао-Цзы, центральное понятие - "дао" как "мать всех вещей», из него происходит все, что существует. Кроме того, дао – путь, в котором все предопределено. Основой изменений является противоречие между инь и ян. Исходным принципом Лао-цзы является принцип недеяния, невмешательства в естественный процесс существования мира. Поэтому даосизм ориентирует человека на возвращение к прошлому "естественного" состояния жизни людей. Отсюда и нравственный принцип поведения, который заключается в "победном недеянии", невмешательстве, чтобы не нарушить естественного хода "дао". Даосизм критически настроен против конфуцианства, отвергая принцип неба.

Определение 2

Легизм (VII - VI вв. до н.э.). Его идеи сконцентрированы вокруг проблемы политического управления государством. Целью государства является сильная власть, которая направлена на победу над другими народами для создания империи. Представитель легизма Шан Ян считал: причиной неправильных поступков является распространение в государстве "доброты и человеколюбия". Основа хорошей жизни есть порядок, который утверждается законами и правилами, диктует и внедряет правитель.

Настоящее добро вводится через систему наказаний особенно через смертную казнь. Жестокое наказание следует ввести даже за незначительные проступки. Государство должно постоянно вмешиваться в жизнь подданных, выслеживать и наказывать, тогда народ будет знать правила и законы поведения. Нормой отношений в государстве должны стать доносы. Это верный способ создать сильное государство, в котором народ уважать законы и будет готов пойти на смерть при императоре.

Древнегреческая философия

Ее исходными понятиями, указывающие на определенное единение и одновременно разрыв с мифологическим мировосприятием стали Космос - Хаос, архе, Логос. Под Космосом понимали упорядоченность мира.

  • Центральной проблемой в досократовский период стала проблема основы упорядоченности мира или первопричины, первоначала (arche), всего существующего, инициированная ионийская философия (Милетская школа).
  • Основатель милетской философии Фалес считал такой основой воду: вода подвижная стихия, находится в состоянии постоянного изменения и различных преобразованиях вводит в философию понятие arche и называет его "апейрон", что означает "бесконечное", которое является тем, что "все охватывает и всем правит ". Анаксимен за первооснову берет воздуха, который, как и апейрон, на его взгляд, является бесконечная стихия и активный, творческий исток.
  • Гераклит из Эфеса считает, что первооснова бытия, должно быть чем-то меняющейся, динамичной, подвижной, ибо то, что не меняется, не может быть причиной изменений в другом. За такую стихию Гераклит берет огонь. Изменения в мире он передает через образ реки, утверждая: «невозможно дважды войти в одну и ту же реку». Такое видение мира нашло выражение в принципе "все текучее" (Pant rei). Целесообразность в мире, по Гераклиту, проявляется как особая мудрость, порядок в вечном процессе "Панта Рей", а осуществляется эта целесообразность благодаря Логоса.
  • Пифагор и его школа основой физического и нравственного мира считают число, оно является главным принципом существования всех вещей и предметов. Число участвует во всем, является его душой, принципом формирования, порядка и гармонии Космоса. Число в пифагорейской философии становится принципом познания всего существующего.
  • Парменид – центральная фигура в Элейский философской школе. Он впервые в истории философии вводит в употребление категории: бытие и небытие. Бытия нельзя почувствовать, его можно только мыслить.

    Оно существует как одно, единое, целое, занимает все и вне его ничего не существует. Так что "небытие" быть не может. Это абстрактное бытие – вечное, существует вне времени и пространства.

  • Демокрит утверждает, что "бытие" – это неделимые, вечные, неделимые маленькие частицы и, или атомы. Вторым субстанциональную истоком всего существующего он называет небытие, пустоту (несуществующее). Атомы Демокрита не имеют таких свойств, как цвет, вкус, запах и т.д., но наделены внешними свойствами и поэтому различаются между собой формой, порядком расположения и местом.

  • Изменение предмета философии по онтологии на вопрос существования человека как нравственной существа совершил Сократ (469 - 399 гг. до н. э.). Предметом его философии предстает человек вообще и ее нравственное жизни в частности. Интерес проблемой человека, обратило Сократа и к выработке соответствующего философского метода, который бы помог понять, что такое человек и в чем заключается смысл его бытия. Таким методом стала диалектика. То есть она разделилась на два принципа: отрицательную – деструктивную (ирония) и положительную – конструктивную (маевтика).
Замечание 2

Средством иронии Сократ обнаруживает во взглядах оратора определенные противоречия, нелогичность, высокомерие, некритическое отношение к себе и тому подобное. Сократ доводит его до состояния неуверенности в себе и, наконец, к признанию ошибочности собственных суждений, незнание: «Я знаю, что я ничего не знаю».

В то же время, в диалектике Сократа проступает и ее конструктивная, позитивная сторона. Он ведет беседу, нацеливая оратора на тот или иной ответ, а не произносит готовую истину, а призывает к совместному ее поиску, помогает в ее открытии.

Отсюда и аналогия его метода с повивальным искусством. Такой процесс познания становится самопознанием, поиском истины в самом человеке, а не вне ее. То есть человек должен реализовать известный принцип: «Познай самого себя». Философская проблематика своего классического выражения приобретает в философских учениях Платона и Аристотеля.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :