Философию Карда Маркса частично относят к филосоам периода классической немецкой философии, но некоторые исследователи говорят о Карле Марксе и Фридрихе Энгельсе как о представителях постклассической немецкой философии. Сами же философы, Маркс и Энгельс заявляли о себе, как о прямых наследниках философии немецких классиков. Так Энгельс писал, что рабочее движение Германии должно унаследовать идеи немецкой классической философии.
Карл Маркс занимался решением следующих вопросов:
Карл Маркс и Фридрих Энгельс стоят у истоков материалистического понимания истории. Это направление наследует идеи Гегеля о развитии. Критикуя философов постгегелевского периода, Маркс и Энгельс утверждали, что вместо того, чтобы выдвигать очередное объяснение мира, необходимо искать способы изменения действительности, основанные на научных знаниях о законах общественного развития. “Философы лишь различными способами объясняли мир, но дело заключатеся в том, чтобы изменить его".
В своей работе «Немецкая идеология» Маркс и Энгельс пишут о роли современных философов, как о революционерах, которые, наследуя классическую немецкую философию, должны преобразовать ее. В их труде приводится следующее сравнение. Один человек пришел к выводу, что люди тонут только потому, что они одержимы идеей тяжести.
Если бы они избавились от этой идеи, они бы избавились от риска утонуть. Этот человек боролся всю жизнь с идеей тяжести. Также и современные философы обречены бороться с устоявшимися мнениями, отстаивая свои радикальные идеи.
Материальное производство рассматривается как главный двигатель истории. Посредством участия в производстве люди творят историю и самих себя.
Преодолевая метафизику предшествующего материализма, рассматривающего природу как нечто данное, Маркс и Энгельс рассматривают характер условий в которых живет человек, как условия, которые воспринимаются как нечто данное и условия, созданные человеком.
Все свое внимание авторы сосредотачивают на рассмотрении деятельности людей, как решающего фактора исторического процесса. Они видят две стороны деятельности людей:
Решающая роль при этом отведена производству. С производства начинается вся история человеческого общества, и именно оно отличает человека от животного.
Выделяются три предпосылки человеческой истории:
Определенный способ производства всегда связан с определенным способом совместной деятельности. Этот способ деятельности называется «производительная сила».
Противоречия между производительной силой и производственными отношениями
Производительные силы определяют форму общения. На определенном этапе своего развития производственные силы, как бы перерастают производственные отношения, приходят в противоречие с существующей формой общения. Это противоречие разрешает социальная революция, результатом которой является возникновение новой формы общения. В последствии эта форма тоже себя изживает и путем очередной революции приходит более прогрессивная форма общения. «Все исторические коллизии согласно нашему понимаю коренятся в противоречии между производственными силами и формой общения».
Результатом развития производительных сил было разделение общества на классы.
Человек находится в состоянии отчуждения. Оно происходит тогда, когда средство существования человека принадлежит другому.
При этом под отчуждением понимается отчуждение действительной человеческой жизни.
Результатом любой производственной деятельности является предмет, продукт. Условия политической экономии создают ситуацию, в которой человек оказывается выключенным из действительности. Человек не свободен, так как находится под гнетом классовых различий, наемным рабством, эксплуатации. Первая форма отчуждения — это частная собственность. При отчужденном труде сам процесс труда становится лишь средством для человека, а целями жизни становится еда, питье и размножение. Человек тем самым мало чем отличается от животного. Философ видит единственный выход — отказ от этого вида труда и переход к новому виду деятельности— самодеятельности.
Коммунистическая революция должна освободить человека и разрешить все противоречия капитализма.
Но путь к бесклассовому обществу не прост. Этот переходный период от классового общества к бесклассовому предполагает еще существование власти, но власть должна быть у рабочего класса, пролетариата. Формой власти при этом должна быть диктатура. Она необходима для полного искоренения политической системы и всех тех, кто не разделяет идей нового общества. Согласно идеям философов других способов перехода не существует. Существует точка зрения,что подобное произошло в первоначальный советский период, где власть оказалась в руках компартии и осуществляла свою детальность от имени пролетариата.
Стоимость расмотрена как овеществленный труд, на нее никак не должны влиять такие явления как спрос и предложение. Карл Маркс ввел также понятие прибавочной стоимости, которая состоит из прибыли, налогов, ренты, процентов, пошлины и акцизов. Маркс считал, что при капитализме капиталисты присваивают себе прибавочную стоимость, эксплуатируя при этом рабочего.