Основные проблемы немецкой классической философии


Основные проблемы немецкой классической философии

Основные черты немецкой классической философии

До середины 18 века Англия и Франция были центрами развития философских идей, но во второй половине 18 века центром философской мысли становится Германия. Для философии особенно плодотворным оказалось столетие с 1750 года по 1850. В этот период возникла и развивалась немецкая классическая философия. В это время трудились такие философы как И.Кант, И. Фихте, Ф. Шеллинг, Г. Гегель, Л. Фейербах, с некоторыми оговорками к немецкой классической философии относят Карла Маркса. Несмотря на то, что их философия во многом разительно отличается друг от друга, философы критически относились к работам своих современников, однако их принято объединять в единое целое.

Определение 1

Диалектика, рационализм и историзм — это те общие признаки, которые характерны для всех этих философов.

Вышеупомянутые философы обозначили философию как неотделимую часть от культуры и духовной жизни человека и общества, социальной миссией философы считали критически-рефлексивную функцию.

В этот период развития философии человек становится центром исследований, не как часть природы, как это было у античных философов, а как основа мироздания. Так, согласно философии Гегеля человек играет важнейшую роль в завершении развития идеи, у Фейербаха — человек — творец своей судьбы, должен верить в свои собственные силы.

Все представители этого направления европейской философии поставили философию в "сердце" культуры, показали неотделимость философии от духовной жизни общества, критически-рефлексивную функцию философии рассматривали как ее социальную миссию. Немецкие философы этого периода стремились превратить философию в науку. Особенно это прослеживается у Канта и Фихте.

Проблемы немецкой классической философии

Основоположником классической немецкой философии И. Кант. В своих знаменитых «Критиках» («Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения») он пересматривает основных проблемы философии. Критикуя логику, которую Кант называл «общей», он обращает внимание на то, что подобный ход мысли не может породить нового знания, а лишь преобразовывает имеющееся. Если до Канта существовало два способа познания — опытным путем, то есть эмпиризм, и разумом, то есть рационализм, то Кант критикует эти подходы, которые по его мнению исчерпали себя.

Замечание 1

Для трансцендентальной диалектики Канта большую роль играет внимание к антиномиям. По мнению философа антиномии возникают из-за неиссякаемого желаниям человека пресечь границу тех, знаний, которые нам доступны чувственным путем. Но человек не способен познать, что находится за этим пределом, он не способен познать первую сущность. Антиномии показывают и силу, и бессилие разума. Идеи об ограниченности разума позже сформируются в агностицизм, направление, которое можно охарактеризовать как учение об непознаваемости объективного мира.

Ученик Канта И.Г. Фихте — первый философ, заявивший, что человек должен изменять мир, а не познавать его. Философию Фихте, проникнутое пафосом практического преобразования, называют философией активизма. Назначение человека преобразовывать мир согласно нравственным законам. Активным субъектом в познавательном процесс у Фихте, а также Шеллинга и Гегеля станет человек. Рефлексировать здесь значит осознавать самого себя. И познать себя человек может только сравнивая с другими объектами. У Фихте такое познание представлено формой круга — Я— другие объекты — Я. И в этом процессе заключается суть нашего сознания. «Вещь в себе» человеку просто не нужна, потому что вся наша действительность создана субъектом.

В философии Фридриха Вильгельма Йозефа Шеллинга выделяют три ключевых проблемы:

  • натурфилософия;
  • эстетический идеализм;
  • философия откровения.

Шеллинг является свидетелем больших научных открытий, таких как электричество и магнетизм, которые нельзя объяснить механистической причинностью. Он создает динамическое рассмотрение природы. Эстетика у Шеллинга — вершина знания.

Эстетический идеализм. Практике и теория сливаются в «Я» художника. Он создает эстетическую реальность, где произведение искусства есть воплощение гармонии, приобретающее характер чуда, потому что оно содержит даже больше того, что хотел сказать художник. По мнению многих философов в фундаментальных вопросах Шеллинг отходит от философии и погружается в мистицизм и поэзию. Интуиция здесь играет значительное влияние, ведь объяснить единство противоположностей логически невозможно.

Для Георга Гегеля «абсолютная идея» является основой всего сущего. Под ней понимается деятельное начало, из самого себя порождающего вселенную и проходит эттапы развития, в резуультате которого дух должен обрести самого себя. Весь мир явлеятся проявлением абсолютной идеи, которая в своей внутренней диалектики должна снова стать единым.

Карл Маркс вместе с Фридрихом Энгельсом стоят у истоков материалистического понимания истории. Это направление наследует идеи Гегеля о развитии. Критикуя философов постгегелевского периода, Маркс и Энгельс утверждали, что вместо того, чтобы выдвигать очередное объяснение мира, необходимо искать способы изменения действительности, основанные на научных знаниях о законах общественного развития. “Философы лишь различными способами объясняли мир, но дело заключатеся в том, чтобы изменить его".

Замечание 2

Для Людвига Фейербаха сущность человека лежит в природе или роде. Человеческие качества нельзя изменить, потому что они даны ему природой, но только христиане живут не естественно, а отчуждая свои природу.Он стоит у позиций философского материализма, отвергая идею Бога и Абсолютной идеи. Человек порожден материальной природой и главной задачей философии он видит изучать человека, как телесное существо.

В итоге его философию стали называть антропологическим материализмом.

Тождество бытия и мышления у Фейербаха выражается в виде психофизической проблемы, в соотношении души и тела человека.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :