Научное познание - общественно-исторический процесс творческой деятельности человека, формирует его знания об окружающем мире и самом себе.
В философии познания он определен как диалектический процесс взаимодействия субъекта с объектом. Субъектом познания может быть социальная группа, отдельный индивид, общество в целом, осуществляющих познавательную деятельность.
Любая система существует (работает) в среде, что его окружает. В реальной действительности нет абсолютно изолированных или обособленных систем. Среда всегда влияет на внутреннее состояние системы. Это влияние происходит с помощью некоторых факторов.
Влияние факторов внешней среды на систему характеризует входными (экзогенными) величинами, а элементы системы, на которые происходит действие, называют входами системы. В свою очередь система не может быть нейтральной к внешней среде. Ее влияние на окружающую среду характеризуется значением выходных (эндогенных) величин.
Например, любой производственный процесс можно рассматривать как экономическую систему, элементами которой являются люди, техника, технологии, информация и др. Входными величинами такой системы есть энергия, сырье и материалы, спрос на продукцию и т. д. Выходные величинами - готовая продукция, различные услуги.
Все существующие системы подчиняются определенным принципам, к которым относятся:
Рисунок 1. Принципы научного познания
Перечислим специфические свойства науки, которые интересны с точки зрения научной методологии:
Применение системного подхода предполагает соблюдение определенной последовательности:
Системный подход позволяет значительно расширить уровень научного познания, так как на его основе становится возможным достичь широкого синтеза научных знаний, создание целостного представления об исследуемых объектах.
Системный анализ - это совокупность методов и средств, используемых при исследовании сложных объектов (ими могут быть социальные, экономические, технические и человеко-машинные системы).
Применяют системный анализ главным образом для исследования искусственных (то есть созданных при участии человека) систем, причем в таких системах важная роль принадлежит деятельности человека.
Теоретическую и методологическую основу системного анализа образуют системный подход и общая теория систем. Поэтому системный анализ следует рассматривать как реализацию системного подхода в исследованиях различных научных проблем.
Следует отметить, что единственное однозначное определение системного анализа пока отсутствует. И поэтому разные исследователи трактуют это понятие применительно к тем проблемам, которые они исследуют с позиций системного подхода. Окончательно не определены также и методику проведения системного анализа, которая устанавливала его основные этапы, специфику применения специальных методов и процедур для реализации этих этапов.
Согласно принципам системного анализа, исследуемый объект должен рассматриваться как нечто целое, как система во взаимодействии всех ее компонентов. Ответственным этапом системного анализа является построение обобщенной модели, которая отражает взаимосвязи реальной ситуации, возникшие в объекте, подлежит исследованию.
В связи со значительной численностью компонентов (элементов, подсистем, блоков, связей и отношений) сложных систем, системный анализ основан на применении современной мощной компьютерной техники, способной создавать обобщенные модели исследуемых систем, оперативно и всесторонне анализировать состояние и связи между их компонентами, интерпретировать полученные результаты.