Свойства научного познания


Свойства научного познания

Определение 1

Научное познание - общественно-исторический процесс творческой деятельности человека, формирует его знания об окружающем мире и самом себе.

В философии познания он определен как диалектический процесс взаимодействия субъекта с объектом. Субъектом познания может быть социальная группа, отдельный индивид, общество в целом, осуществляющих познавательную деятельность.

Любая система существует (работает) в среде, что его окружает. В реальной действительности нет абсолютно изолированных или обособленных систем. Среда всегда влияет на внутреннее состояние системы. Это влияние происходит с помощью некоторых факторов.

Влияние факторов внешней среды на систему характеризует входными (экзогенными) величинами, а элементы системы, на которые происходит действие, называют входами системы. В свою очередь система не может быть нейтральной к внешней среде. Ее влияние на окружающую среду характеризуется значением выходных (эндогенных) величин.

Замечание 1

Например, любой производственный процесс можно рассматривать как экономическую систему, элементами которой являются люди, техника, технологии, информация и др. Входными величинами такой системы есть энергия, сырье и материалы, спрос на продукцию и т. д. Выходные величинами - готовая продукция, различные услуги.

Принципы научного познания

Все существующие системы подчиняются определенным принципам, к которым относятся:

  1. Принцип целостности заключается в том, что нельзя свести свойства системы к сумме свойств составляющих ее элементов, а из свойств последних не вытекают свойства системы. Свойства и отношения каждого элемента системы зависят от его места и функций в системе.
  2. Принцип структурности означает, что любую систему можно охарактеризовать на основе существующих связей и отношений между ее элементами, то есть на основе ее структуры. Поведение системы определяется поведением ее отдельных элементов и свойствами ее структуры.
  3. Принцип взаимозависимости системы и среды заключается в том, что система формирует и проявляет свои свойства в процессе ее взаимодействия со средой, в которой функционирует данная система и во взаимоотношениях, с которым система отображает свою целостность.
  4. Принцип иерархичности, заключается в том, что любая система может быть элементом системы более высокого порядка, в то время как ее элементы могут быть системами более низкого порядка.
  5. Принцип множественности описания системы означает, что из-за принципиальной сложности каждой системы ее адекватное познание требует построения большого количества различных моделей.

Принципы научного познания

Рисунок 1. Принципы научного познания

Свойства науки

Перечислим специфические свойства науки, которые интересны с точки зрения научной методологии:

  • наука универсальна;
  • наука фрагментарна;
  • наука общезначима;
  • наука обезличена;
  • наука систематична;
  • наука как творение человечества не может быть завершена;
  • наука преемственна;
  • наука самокритична;
  • наука достоверна;
  • наука не моральна;
  • наука рациональна;
  • наука чувственна.

Применение системного подхода

Применение системного подхода предполагает соблюдение определенной последовательности:

  1. В организации исследования. Она предусматривает такие шаги.
  2. Определение объекта исследования.
  3. Определение целей и задач исследования.
  4. Определение критериев изучения исследуемого объекта.
  5. Выделение существенных элементов исследуемого объекта.
  6. Определение структуры системы.
  7. Определение и классификация внешних связей между элементами исследуемого объекта
  8. Изучение каждого из найденных составляющих элементов объекта.
  9. Определение принципов взаимодействия системы со средой ее функционирования на основе анализа совокупности внешних связей.
  10. Выявление закономерностей изменения и развития элементов исследуемого объекта.
  11. Выделение основных причинно-следственных связей между элементами (так называемых системообразующих связей), которые обеспечивают упорядоченность системы.
  12. Выявление конечной структуры и организации системы, на основе чего состоит ее модель;
  13. Анализ основных принципов поведения системы.
  14. Изучение процесса управления системой.

Системный подход позволяет значительно расширить уровень научного познания, так как на его основе становится возможным достичь широкого синтеза научных знаний, создание целостного представления об исследуемых объектах.

Системный анализ

Определение 2

Системный анализ - это совокупность методов и средств, используемых при исследовании сложных объектов (ими могут быть социальные, экономические, технические и человеко-машинные системы).

Применяют системный анализ главным образом для исследования искусственных (то есть созданных при участии человека) систем, причем в таких системах важная роль принадлежит деятельности человека.

Теоретическую и методологическую основу системного анализа образуют системный подход и общая теория систем. Поэтому системный анализ следует рассматривать как реализацию системного подхода в исследованиях различных научных проблем.

Замечание 2

Следует отметить, что единственное однозначное определение системного анализа пока отсутствует. И поэтому разные исследователи трактуют это понятие применительно к тем проблемам, которые они исследуют с позиций системного подхода. Окончательно не определены также и методику проведения системного анализа, которая устанавливала его основные этапы, специфику применения специальных методов и процедур для реализации этих этапов.

Согласно принципам системного анализа, исследуемый объект должен рассматриваться как нечто целое, как система во взаимодействии всех ее компонентов. Ответственным этапом системного анализа является построение обобщенной модели, которая отражает взаимосвязи реальной ситуации, возникшие в объекте, подлежит исследованию.

В связи со значительной численностью компонентов (элементов, подсистем, блоков, связей и отношений) сложных систем, системный анализ основан на применении современной мощной компьютерной техники, способной создавать обобщенные модели исследуемых систем, оперативно и всесторонне анализировать состояние и связи между их компонентами, интерпретировать полученные результаты.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :