Метафизика Хайдеггера


Метафизика Хайдеггера

Определение 1

Мартин Хайдеггер (Martin Heidegger; 1889–1976) — немецкий философ, один из крупнейших философов XX века, который дал новое направление немецкой и общемировой философии нового времени. Известен своеобразной поэтичностью своих текстов и использованием диалектного немецкого языка в фундаментальных работах.

Нововведения М. Хайдеггера

Метафизика - метафизическое познание - это предельное вопрошание, причем в двояком смысле:

  1. В том смысле, что в любой метафизический вопрос всегда оказывается включенным сущее в целом.
  2. В том смысле, что метафизически вопрошающий тоже оказывается вобранным в свой вопрос, затронутым самим вопрошанием и тем, о чем он спрашивает.

Философская рефлексия ХХ в. характеризуется значительными ценностно-ориентационными трансформациями, они обозначились в срезе феноменологического, онтологического, антропологического и коммуникативного поворотов, актуализируя замену господствующей в культурном пространстве мировоззренческой парадигмы классической рациональности, на проблемы человеческого существования в его причастности к бытию и ответственности за него. Такой переход к новым онтологическим основам самой тональности претерпевает в философском дискурсе М. Хайдеггера, обусловливает экспликацию феномена бытия в тесной связи с антропологическими измерениями философии, а также вдохновляется фундаментальными вопросами, как вопросе о человеке и о бытии.

Следовательно, М. Хайдеггер на основе феноменологического метода осуществляет радикальный поворот в новейший философии, создав фундаментальную онтологию, которая «возможна лишь как феноменология» в качестве «экзистенциальной аналитики присутствия». Ведь в своей философии мыслитель берет за основание не классическую онтологию бытия как сущности, а экзистенциальную онтологию с ударением на вопросах исследования глубин внутреннего мира человека в плоскости переживания смысла своего существования, оправданности личностного присутствия в мире и ответственности перед лицом бытия в целом.

Особенности фундаментальной онтологии М. Хайдеггера в контексте осмысления проблем экзистенциальной аналитики Dasein, истины, свободы приобретают освещения в научных исследованиях В. Бимеля, П. Гайденко, И. Михайлова, М. Позднякова и др. Тематизация эстетического контекста новой онтологической парадигмы «после поворота» осуществляется такими философами как, Г. Гадамер, А. Вольский, Р. Сафранский, В. Подорога и др.

Вместе с тем, в современных научных исследованиях вопросы проблемы специфики нравственно-эстетического соотношение философских интенций М. Хайдеггера достаточного раскрытия не получили. Поэтому, в предложенном исследовании поставим задачу экспликации нравственно-эстетического основания философии немецкого мыслителя в срезе онтологической причастности человека к бытию, заботы о нем, поэтического «слышится» и «вслушивание» с акцентом на роли поэтического искусства как наиболее адекватного способа добавления к истине бытия. Этика и эстетика для Хайдеггера - это пути забвения бытия, проявления «деструкции онтологической традиции» с характерным для них осмыслением проблематики вне истиной бытия. А, следовательно, с целью альтернативного утверждения классическим истолкованием нравственной нормы и искусства возникает необходимость их концептуального обоснования.

Человек по мнению Мартина Хайдеггер

Человек - сущее среди прочего сущего, он «занимается наукой». При таком «занятии» происходит вторжение известного сущего, именуемого человеком, в совокупность сущего, - правда, так, что при этом вторжении и благодаря ему сущее раскрывается именно в том, что и как оно есть.

Эти три элемента - мироотношение, установка, вторжение - в своем исходном единстве вносят зажигательную простоту и остроту присутствия в научную экзистенцию. Если мы недвусмысленно берем высветленное таким образом научное присутствие в свое обладание, то должны сказать:

  1. То, на что направлено наше мироотношение, есть само сущее — и больше ничто.
  2. То, чем руководствуется вся наша установка, есть само сущее — и кроме него ничто.
  3. То, с чем работает вторгающееся в мир исследование, есть само сущее — и сверх того ничто.

Проблема морально-этического дискурса философа М. Хайдеггера

При освещении вопросов нравственно-эстетических основ философии М. Хайдеггера противоречивой оказывается проблема морально-этического дискурса немецкого философа, поскольку инвективы по отсутствии моральных устоев фундаментальной онтологии звучали от Кассирера, К. Левита, Р. Сафранский, Э. Левинаса, Н. С. Бросовым и других мыслителей. Так Г. Сафранский отмечает открытие «возможностей переживания» больших моментов «наращивание интенсивности присутствия!», без определения каких-либо ценностных ориентиров, когда место «богатой традиции этической мысли» и «объективных нравственных постулатов» занимает «Ничто». Как отмечает Н. С. Бросов при трактовке концептуализации М. Хайдеггера неистинности метафизики важное место занимал вопрос, на который, по мнению исследовательницы, не дал конкретного ответа основоположник фундаментальной онтологии: «Возможен ли такой предельный (онтологический) уровень мышления, который компенсировал, заменил бы проблему морального выбора?».

Замечание 1

Но, стоит отметить, что философ осуществляет отрицание этики в ее метафизической форме, пытаясь противопоставить ей своеобразную этику экзистенции человека. Ведь онтологически-экзистенциальная структура das Man является неизбежной фазой перехода от модуса ложного образа существования в настоящее. То есть, в Dasein заложены тенденции нахождения себя из-за падения, учитывая драматизм растворения в безличной анонимной повседневности и возвращение к экзистенциальной целостности.

А экзистенция смерти приобретает толкование наиболее весомой экзистенциальной структуры Dasein, что обусловливает «достижения целостности присутствия» и возможность аутентичного понимания и оценки жизни и его смысла. В частности, А. Гусейнов считает, что вопрошание человека о себе и о мире как «пастора бытия», а не властелина мира и владельца истины, открывает новые горизонты нравственных ориентаций бытия человека-в-мире. Русский философ отмечает: «Слушать бытия становится своеобразным императивом, содержащий в себе нравственное содержание».

М. Хайдеггер, в свою очередь, осуществляет довольно необычную интерпретацию сущностного содержания термина ведь, «мысль, что мыслит истину бытия в смысле начальной стихии человека как существа, является сама по себе уже этика в ее истоках». Поэтому требования и нормы дарит само бытие только при условии близости, «привязанности человека» к нему, требуя и обязывая к выполнению установок, которые «должны стать законом и правилом для людей».

То есть, при критике рационалистической традиции толкования этики и эстетики утверждаются онтологические основы новой этики и эстетики в осуществлении истины бытия, что неизбежно требует причастности человека и его связи с бытием. А своеобразным узлом единства нравственного и эстетического в фундаментальной онтологии Хайдеггера возникает художественно-поэтическая событийность бытия.

Таким образом, морально-эстетическое измерение философии Хайдеггера проявляется в контексте событийного осуществления бытия истины, что предусматривает критический пересмотр метафизической традиции и приближение к истине бытия не из логично-опосредованные схемы и структурные априорные модуса Dasein, а благодаря новому мифо поэтическому философскому языку.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :