Метафизика Платона


Метафизика Платона

Определение 1

Платон – это античный мыслитель. Он первый излагал свои политические идеи систематически в диалогах «Законы", "Политик" и "Государство".

Суть данных диалогов в следующем:

  1. Философ утверждал, что самое идеальное общество состоит из трех сословий: ремесленников; воинов-стражей; правителей-философов.
  2. Подлинная добродетель (то есть истинное знание) возможно лишь при идеальном государстве. Платон считал данным государством совершенную аристократию (правление благородных и лучших философов-мудрецов). Иные четыре формы государства, он называл несовершенными: тимократию (правление военных); демократию; олигархию; тиранию.
  3. Самой непосредственной и важной формой существования общества философ считал именно государство. Он стремился нарисовать полную картину идеального государства и общества.
  4. Платон первым указал на взаимосвязь государства с социальными изменениями (неравенства, появлением классов, разделением труда) и политики.

Иерархия сословий

Иерархия всех сословий основана на их соответствии именно трем началам человеческой души, то есть деловому, яростному и разумному. Также каждое сословие занято определенным делом:

  1. Философы-мудрецы выполняют довольно справедливое правление, потому как только им было доступно истинное знание.
  2. Стражи защищают общество.
  3. Земледельцы и ремесленники создали материальные средства для жизни.

По Платону, весь видимый и материальный окружающий нас мир является лишь «тенью» такого умопостигаемого мира разных «идей» (в переводе с греческого «эйдосов»). «Существует благо само по себе, прекрасное само по себе, и так в отношении прочих вещей, хотя мы и можем признать, что их довольно много».

Замечание 1

Именно тогда, когда «идея» является вечной, неподвижной и неизменной вещи материального мира часто гибнут и возникают. «Каждую вещь можно видеть, но не мыслить, а вот идеи, наоборот, можно мыслить, но не видеть» - так утверждал Платон.

Диалог «Государство» и «Материя»

Философ, сильно любящий показывать все свои рассуждения именно образными сравнениями, используя противопоставления «идей» и вещей наглядно показал это в «Государстве» при помощи символа пещеры. Именно в такой пещере сидели люди, скованные оковами, и не могли пошевелиться. А за их спинами был свет в вышине. Между светом и узниками проходила дорога вверх, по которой шли другие люди и несли разные статуи, разную утварь, изображения живых существ, они сделаны из дерева и камня. Но узники ничего не видят, так как они сидят к происходящему спиной и лишь по теням, отбрасываемые на стену пещеры, и смогли составить свое представление обо всем. По Платону, именно так построен весь мир. А узниками являются люди, которые принимают все видимые вещи за их сущность, а на самом деле они всего лишь жалкие подобия и тени.

Помимо мира вещей и «идей» существует мир небытия, то есть это «материя». Но она не является вещественной основой, или же субстанцией определенных вещей.

Определение 2

«Материя» философа Платона – это беспредельное условие и начало пространственного обособления многих вещей, которые существуют в таком чувственном мире. Именно в образах мифа Платон смог охарактеризовать «материю» как «восприемницу» и всеобщую «кормилицу» всякого возникновения и рождения.

Также «Материя» совершенно бесформенная и неопределенная. Философ утверждал, что чувственный мир (все предметы, окружающие нас) - что-то «среднее» между двумя сферами. Это между областью вещей и областью «идей», также еще опосредствует «душа мира», либо мировая душа. Именно чувственный мир не непосредственное, а именно порождение мира «материи» и мира «идей».

Царство «идей» философа представляет собой конкретную систему, то есть все «идеи» бывают низшие и высшие. Ко всем высшим можно отнести «идеи» истины и «идеи» прекрасного. А наивысшей является именно «идея» блага. «То, что может придать всем познаваемым вещам истинность, а любого человека может наделить способностью познавать мир, это идея блага – причина знаний и познаваемости истины. Как прекрасно ни было то и иное – истина и познание, если же идею блага ты будешь считать чем-то еще наиболее прекрасным, ты будешь прав».

«Идея» блага может стягивать все множество «идей» в определенное единство. А это единство цели. Но порядок, который господствует в мире, и есть целесообразный порядок: все направляется только к благой цели. В определенном смысле Платон отождествил «благо» именно с разумом. По Платону же, разумность может обнаружиться в целесообразности, и тогда «благо» начинается сближаться с целесообразным.

Вся философская система Платона является синтезом всех существующих до него идей, которые он смог развить до качественно нового уровня. Также интуитивное привлечение всех досократовских элементов, как вода и земля, огонь и воздух, являются для философа уже в некотором роде примитивным эмпиризмом. И вместо этого Платон применяет такую абстрактно-всеобщую категорию, как беспредельность либо необходимость. Также именно понятие «идеи» не отличается у него описательным характером, как это было у Гераклита. Ведь его «идея» являлась не наивно-описательной, а уже с мыслительной необходимостью, но это чисто диалектически, которая объединяется с материей.

Метафизика Платона и математика

По мнению итальянского философа Джованни Реале, Платон не трансформировал метафизику заменив её математикой, напротив: он метафизически обосновал математику, указав ее метафизическую обусловленность и последовательность.

Она вписана в платоновскую концепцию «второго хождения под парусом», которую определяют, как «мета эмпирический результат». Идеи Платона нашли свое продолжение в работах многих ученых. Платон позиционирует математическое бытие между бытием идеальным и ощутимым. Математическое бытие, с онтологической точки зрения, является «бытием-посредником» между тем, что идеально и тем, что ощутимо. Уже Аристотель в своей Метафизике обращает внимание на этот аспект: «Платон утверждал, что параллельно с ощутимым и идеальным мирами существуют предметы математики, занимающие среднюю позицию, отличаясь от ощутимых вещей тем, что они вечны и неизменны, а от идей своим разнообразием и подобием, в то время, когда каждая идея всегда единственна и неповторима.

Платон о душе

Платон утверждал, что душа у человека тройственная:

  • Первая – она разумная, обращенная к идеям. При этом разумная часть души является основой для добродетели и мудрости.
  • Вторая часть – это аффективно-волевая и пылкая часть души (основа мужества).
  • Третья – чувственная и движимая вожделениями и страстями. Данная часть души обязательно должна быть ограничена в своих проявлениях разумом.

Также гармоничное сочетание всех частей души под регулятивным началом разума может дать гарантию справедливости.

Душа человека до рождения пребывает именно в царстве идеи — красоты и чистой мысли. После она попадает (на пятом месяце беременности) уже на нашу грешную землю, временно находиться в человеческом теле, и как узник в темнице, «вспоминает о мире идей». Ещё до рождения все главные вопросы своей жизни душа уже начинает решать в мире образцов (парадигм), а появившись на свет, она точно знает всё, что необходимо знать, и для того, чтоб человека чему-то научить, надо только помочь ему просто это вспомнить. А после смерти все души попадают на суд, им дают возможность выбрать для себя новую жизнь, а также статус, который будет полностью зависеть от порочности или добродетельности прожитой жизни.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :