Исторические формы метафизики


Исторические формы метафизики

Замечание 1

Часто нас привлекает очень большое количество мыслей об одном и том же, особенно когда рассматриваем прошлое философии. В чем тут суть? Зачастую все мнения противоречивы, а авторы начинают обвинять друг друга в заблуждениях. Поэтому, философское прошлое - это совокупность заблуждений.

По этому поводу очень точно высказался Г. Гегель, говоря о человеческой жизни так: «Когда мы обращаем свой взгляд на прошлое, то самое первое, что мы видим, так это руины». Такие слова относят именно к истории философии. А сама история философии, является изложением многих философских систем, становится критикой: «Смотря на бурное море, если мне дозволено называть так человеческие рассуждения и мнения, я не в состоянии отыскать в таком обширном пространстве ни укромного места, ни надежного убежища, которые бы не отметились крушением какого-то очень знаменитого мореплавателя». Именно так изящно, да еще и в стиле барокко, охарактеризовал данную ситуацию французский писатель Ж. Боссюэ в XVII веке.

Со временем философия стала набирать в свою котомку большую «кучу» признанных заблуждений, которые стали пособниками истины. Ж. Боссюэ говорил, что память о всех прошлых кораблекрушениях, сохраняется в маяках, которые предупреждали о мелях и о рифах. Поэтому, перед нами встает прошлое не просто как заблуждение, а уже как сокровищница всех заблуждений, иногда в ней попадаются зерна истины.

Самое удивительное то, что новое учение было лишено всякого смысла, если б не стремилось преодолеть все прежние заблуждения. Они непроизвольно выступили как инструменты для познания истины, обретая положительные черты. Также применяются ошибки и недостатки всех предыдущих учений.

Г. Зиммель и «общество разбитой тарелки»

Создается такое впечатление, еще до того, как начал мыслить человек, что истина разбилась на много осколков, которые теперь необходимо собирать, чтоб сложить все воедино. Г. Зиммель, немецкий философ, рассказывал об «обществе разбитой тарелки», которое действовала в Германии в конце XIX века. Группа друзей собралась отметить какой-то юбилей вместе. И решили разбить тарелку, разделив ее осколки между собой, каждый обязался перед смертью передать свой осколок кому-то из друзей. Через некоторое время все осколки оказались у одного из оставшихся в живых друзей, он сумел восстановить тарелку.

Так и философские истины, как разбитая тарелка: частичные истины, которые представляют собой опыты человеческой мысли о реальности. Каждая «дорога» приближает нас к истине, позволяет познать одну из ее сторон. Но бывает такой момент, когда уже по старой дороге идти дальше нельзя, поэтому необходимо попытаться пойти по другой тропе. Для того, чтоб новая дорога привела к цели, ее необходимо выбирать, и не упускать прежнюю. Новая дорога является продолжением старой, но просто в другом направлении.

Философское учение

Любое философское учение содержит в себе все предыдущие учения, как составные части, шаги, которые необходимо сделать, для прохождения мысленного ряда. Философы ведут «беседу» уже больше двух тысяч лет. Такой непрерывный диспут или диалог ведется на общем языке, в этой роли выступает философская деятельность. Поэтому можно сделать такой вывод:

  • под маской враждующих учений может скрыться одна и та же философия;
  • все философские идеи являются внутренне тождественными.

Для раскрытия тождества философских идей, необходимо рассмотреть каждое учение, расположенное в хронологическом порядке, понять, что находиться «внутри», и сравнить со всеми другими учениями. Для удобства можно распределить философов по десятилетиям и столетиям. Для обозначения периодов философии нам нужны хронологические вехи, надо использовать выражения «XVII» или «V столетие», «рубеж столетий» и «начало» и др.

Философские учения преподносят нам мир, разделенный на два:

  • первый - это мир явный и открытый для человека;
  • второй - это мир, скрытый за первым, поэтому раскрыть его суть является главной задачей философии.

В итоге, философия рассекает надвое, на известный нам мир, что удваивает уже существующий при помощи создания за ним либо над ним второго мира. В данных двух случаях итог оказывается одним и тем же, потому что, рассекая или удваивая, философия все равно преподнесет нам в двух мирах. При этом связь между мирами разнообразна. Они очень тесно переплетены друг с другом, и скрытый мир окажется видимым сквозь мир, который открыт нам.

Философия постоянно пытается увидеть за определенными вещами что-то другое, что может объединить любую вещь со многими другими элементами. В философии одной из первых форм стала метафизика. Данное понятие метафизики довольно многозначно. В переводе с древнегреческого языка, оно означает «после физики».

Метафизику рассматривали именно как философское учение о сверхопытных и предельных принципах, а также о начале бытия, культуры и знания. Данный термин «метафизика» первым предложил Андроник Родосский еще в I в. до нашей эры при систематизации всех произведений Аристотеля: книга «Метафизика» (о «первых родах сущего») следовала после «физики». Поэтому трактовка метафизики связана неразрывно с пониманием философии, ее предмета, а также функций в культуре.

Замечание 2

По-разному определяя предмет философии, все философы дали разные интерпретации метафизики. Очень часто метафизика применялась как синоним философии. Данное понятие, в марксизме, означает противоположный философский метод, который отрицает качественное саморазвитие бытия через противоречия, тяготеющий к построению умозрительной, статичной и однозначной картины мира.

Классическая метафизика

Философия двадцатого века выдвинула несколько оригинальных концепций метафизики. При этом философы высказали мнения о необходимости по устранению метафизики из культуры (позитивизм) и философии. Иные отождествляли метафизику с картиной мира, охватывают духовную жизнь и природу. Также неокантианцы (Г. Риккерт и В. Виндельбанд) рассмотрели метафизику как учение о принципах, законах и структуре практического и теоретического разума и пр.

Но перед тем, как характеризовать разные формы метафизики, необходимо обратить особое внимание на соотношение понятий онтологии и метафизики.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :