Духовная культура в самом широком смысле данного термина охватывает всю совокупность нематериальных проявлений культуры человечества. Одновременно духовная культура представляет собой сферу человеческой деятельности, связанную с его нематериальными проявлениями. Духовная культура охватывает социальную организацию и общественное сознание, продукты творческого, научного, религиозно-мистического поиска человека, систему межличностных связей на всех уровнях ее организации включая политику, право и мораль. Можно сказать, что духовная культура совпадает по своему значению с духовной сферой общества.
Неотъемлемой часть духовной культуры является духовное производство. Духовное производство представляет собой общественную деятельность по созданию, распределению, сохранению и воспроизводству духовных благ, которая осуществляет посредством различных социальных институтов и систем – образования, права, социализации.
Участие личности в духовном производстве способствует ее духовному развитию, т.е. приобщению к богатствам духовной культуре и совершенствованию форм ее существования, которое происходит на социальном уровне, через мораль, нравственность, религию, философию и т.д.
Явление духовной культуры привлекало к себе внимание различных мыслителей с древнейших времен. Так античными философами была сформирована триада духовной культуры – красота, истина и добро, которая позднее была развита в три Абсолюта:
Теоретизм выражается в ориентации развития духовной культуры на выявление и распространении истины, а также создании особого сущностного бытия, отличного от бытового существования.
Этизм предполагает подчинение жизни общества нравственным критериям, реализации установки на выстраивание взаимоотношений в категориях добра, милосердия, заботы, равенства.
Эстетизм стремится к достижению максимальной полноты жизни отдельными личностями благодаря развитию эмоционально-чувственного восприятия мира через духовные представления о красоте, реализуемые в культуре.
Реализация обозначенных абсолютов достигается за счет различных сфер духовной деятельности людей, таких как наука, философия, мораль, религия, образование и т.д. Духовная культура не только направляет духовную деятельность человека, но и предполагает ее итоги как определенный уровень общественного развития. Таким образом духовная культура включает в себя всю деятельность человека.
Духовная культура существует через последовательную цепочку собственных форм, которые возникали в процессе исторического развития человечества и продолжают развиваться до сих пор. К основным формам культуры можно отнести:
Миф представляет собой исторически наиболее раннюю форму культуры, равно как и форму преобразования человеческого сознания. Миф представляет собой форму осмысления человеком окружающей реальности в которой смыслы и чувственное содержание даны синкретично, слитно друг с другом.
Хотя миф не предоставляет точных знаний об окружающем мире, он дает личности наибольшую свободу и гибкость в собственной самоидентификации, а также является самым простым способом самоопределения личности, который доступен даже ребенку. В современном обществе миф во многом утратил свои мировоззренческие позиции, уступив место научной картине мира, однако способность мифа сплачивать воедино чувственную и когнитивную составляющую все чаще используется для фокусировки внимания общественности на определенных проблемах или процессах общества.
Религия как форма самоопределения человека приходит на смену мифу. В религии также основное внимание уделяет именно чувственных, трансцендентным переживаниям, однако в их центре оказывается не единство человека с природой, а переживание сверхъестественной природы человека, которая выражается в идеи бога, отделенного как от самого человека, так и от окружающей его материальной реальности. Основой религии является вера, которая предъявляет требования полного конформизма и растворения со стороны личности в системе догматов и норм, которые имеют биполярный характер – добро и зло, грех и святость, рай и ад, и т.д.
Религия подчиняет себе развитие культуры, догматизирует его, что в конечном итоге всегда приводит к стабильности, но стагнации общества.
Искусство сосуществует параллельно с другими формами духовной культуры, проявляясь не в самоидентификации человека, а символическом выражении его отношения к окружающему миру, формировании второй реальности, созданной силой художественного вымысла, в которой находят свое отражения наиболее ценные и волнующие переживания и события духовной жизни творца, окружающего его общества.
Философия также выступает одной из форм духовной культуры, цель которой состоит в преодолении ограниченности мифологическо-религиозного понимания и его осмысления на рациональных основах. Философия стремится к объяснению и понимаю глубинных основ мироздания и нахождения предельных истин. В отношении духовной культуры, как и других форм культуры человека философия выполняет роль рефлексии и критической оценки достигнутого, на основании которой определяют наиболее жизненно важные направления дальнейшего развития человеческой мысли, общества, мира.
Наука представляет собой относительно новую форму существования духовной культуры в основе которой лежит создание реалистической модели мира для объяснения всех его проявлений. В отличие от философии, и друг форм культуры, наука не затрагивает ценностный аспект изучаемых явлений стремясь лишь к достижению истинности знания. В настоящее время наука представляет собой неотъемлемый базис существования цивилизации, однако научное понимание и восприятие мира должно опосредоваться иными средствами культуры, для придания им нравственного и сдерживающего характера.