Французский материализм


Французский материализм

Один из ключевых шагов в развитии материалистической психологии и ее ориентации на объективное и опытное был сделан именно французскими материалистами в 18 веке. Во французском материализме объединилось сразу два вектора теоретической мысли - объективное направление, представленное Декартом в области физиологии и физики, а также сенсуалистические идеи Локка.

Материализм Кондильяка

Говоря о работах Локка, стоит заметить, что их переносу на французскую почву в значительной мере поспособствовал Э. Кондильяк. Он исходил, в первую очередь, из опытного происхождения познаний. Для ночного примера Кондильяк использовал образ статуи, которая со временем наделялась различными ощущениями.

После ввода нового вида ощущений у статуи усложнялась психическая жизнь. Так, главным из всех чувств было осязание, так как оно выполняло некую роль «учителя» для всех других чувств. Главная роль для осязания отводится потому, что оно как бы обучает остальные чувства соотносить ощущения с внешними предметами.

В контексте этой теории человеческая душа представлена совокупностью модификаций ощущений. Такие процессы как воображение, память или суждение являются всего лишь разновидностями разнообразных сочетаний ощущений. Согласно этому подходу, ощущения являются единственным источником внутреннего мира человека.

Замечание 1

В отличие от других мыслителей своего времени, взгляды Кодильяка отличались определенной двойственностью.

Несмотря на все вышесказанное, Кондильяк критиковал Спинозу из-за его учения о субстанции. Он пытался доказать, что за ощущениями нельзя увидеть никакой субстанции. Поддерживая данную точку зрения, Кондильяк фактически придерживался интроспективных позиций Беркли и Юма. Подобные тенденции в творчестве Кондильяк вызвали соответствующую реакцию со стороны Дидро.

Материализм Ламерти

Довольно значительный шаг в развитии объективного анализа психики животного и человека сделал один из представителей французского материализма Ж. Ламетри. Его взгляды были сформированы под влиянием работ Локка и Декарта.

Так, полностью соглашаясь с картезианским тезисом о том, что тело имеет машинно образный характер работы, он также распространяет этот принцип на область психологических явлений. Со слов Ламетри человек является сложной, вертикально ползущей машиной, которая тянется к просвещению, что является живым олицетворением беспрерывного движения.

Этим движущим началом, как для животного, так и для человека, является душа, которая понимается, как способность чувствовать. Ламетри выступал на защиту объективного метода. Так в своем произведении «Человек-машина» он указывает на то, что его руководителем всегда были опыт и наблюдение.

Согласно Ламетри, главными (а значит и объективными) показателями того, как протекают психические процессы, служат телесные изменения, вызванные вследствие этих процессов. Единственной причиной представлений человека являются впечатления от внешних тел. Из этих представлений развиваются восприятия и суждения, а также все интеллектуальные процессы, которые представляют собой модификацию так называемого «мозгового экрана». Согласно с представлениями Ламетри на этом волшебном экране с помощью волшебного фонаря отражаются все предметы и элементы, которые видит глаз. Учение об ощущениях Ламетри поднимает вопрос соотношения субъективных и объективных моментов образа. Дабы заострить внимание на важности мыслительных компонентов в становление образа, Ламетри называл данный вид восприятия интеллектуальным.

Замечание 2

Довольно интересным является то, что, не смотря на использование механического подхода для объяснения психики человека и животных, у Ламетри все же были антропоморфические ошибки. Именно эти ошибки сыграли значительную роль в процессе становления материалистического учения.

Материализм Дидро

Также нельзя не отметить еще одного выдающегося французского мыслителя в контексте материализма, а именно Дени Дидро.

В своих работах Дидро утверждает, что материя - единственная субстанция во вселенной, также как в человеке и животном. Он разделял материю на живую и не живую, Дидро выдвигал гипотезу о том, что живая происходит из неживой. Но при этом как для органической, так и для неорганической материи было присуще свойство отражения. Эта способность проявляла себя по-разному на разных уровнях:

  1. На уровне органической жизни эта способность выступает в форме активной чувствительности.
  2. На уровне мертвой материи свойство отражения представлено в виде потенциальной чувствительности.

Для всей совокупности явлений психики, начиная от разнообразных ощущений, заканчивая волей и самосознанием, наблюдается определенная зависимость от деятельности мозга, нервов и органов чувств.

Проблема ощущений для Дидро была одной из наиболее проработанных. Так в одной из своих работ он показывает последовательное решение вопроса о природе ощущений и о взаимодействии между ними, основываясь на материалистических принципах, при этом начисто отвергая всю феноменологическую «экстравагантную систему» Беркли.

Материализм Гольбаха

Продолжая материалистичные традиции своих предшественников, Поль Гольбах проводит мысль о природном происхождении психики. В его труде «Система природы» нет места для духовной субстанции. Человек, согласно его теории, является не просто частью природы, а ее совершенным компонентом. Когда же речь идет о духовном начале в человеке, то Гольбах придерживается следующих позиций. Он рассматривает его как физическое, только под «другим углом зрения». Согласно Гольбаху, человек имеет возможность мыслить, чувствовать и действовать благодаря своей высокой телесной организации. Первой по значимости для человека является способность чувствовать, точнее ощущать.

Определение 1

Ощущать – означает быть под воздействием внешних предметов при помощи органов чувств. Все эти изменения передаются по нервам в мозге виде сотрясений.

Гольбах делает особый акцент на роли потребностей в жизни среднестатистического человека, так как, согласно его теории, именно потребности выступают основным фактором, который движет человеком в его действиях и поступках. Данная идея имеет огромное значение как для науки в целом, так и для становления материализма в частности.

Гольбах утверждает, для того чтобы объяснить активность человека, можно руководствоваться одними только внешними причинами. Традиционное представление идеализма про спонтанную деятельность человеческого сознания было категорически отвергнуто Гольбахом. Он видел основу основ в природе, и призывал именно в ней искать истины. Сама идея о возможностях исследования душевных явлений объективным (материалистическим) путем открыла совершенно новую дорогу для эмпирического пути исследования в области психических процессов.

Помимо утверждения природного детерминизма, при рассмотрении внутреннего мира человека, его сознания и поведения, французские материалисты сделали первый шаг к идее социального детерминизма. Особая заслуга принадлежит здесь К. Гельвецию, который показал, что человек не только продукт природы, но и социального окружения и воспитания.

Замечание 3

Обстоятельства творят человека – вот генеральный вывод философии и психологии Гельвеция. Обе книги Гельвеция «Об уме» и «О человеке» посвящены развитию и обоснованию исходного тезиса, в котором провозглашалось: человек есть продукт воспитания.

Главную задачу Гельвеций видел в доказательстве того, что различие умственных способностей, духовного облика людей обусловлено не столько природными свойствами человека, сколько воспитанием. Оно включает и предметное окружение, и обстоятельства жизни, и социальные явления.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :