Окончание традиционного немецкого идеализма характеризуется появлением новой (отчасти завершающей) философской системы Гегеля. Его труды все больше и больше отождествляли проблемы материального с проблемами духовного, а основные его произведения характеризовали материальное и нематериальное:
Первой работой в гегелевской философской системе является его “Феноменология духа”, где сам мыслитель анализирует последовательный ряд развития разных форм и этапов человеческого познания - от самых низких форм (как считал Гегель - чувственного мировосприятия) до наивысшей ступени (абсолютного, чистого и истинного знания), на которых все окружающие материальные вещи являются полностью преодолимыми и дух определяет только настоящую сущность.
Результатом и окончанием философских поисков Гегеля работы “Феноменологии духа” есть “Логика”, которая является последней и важнейшей частью системы бытия. Эта сфера чистоты мыслиʼʼ существует от субъекта и до объекта, распространяясь тем самым на все видимое и материальное. В логической системе не существует никаких эмпирических содержаний, кроме самих логических составляющих, логических форм и логических методов. Логика первопричина всего, в том числе истории и природы, логика не рассматривает их, не анализирует, - она их “творит”.
Логическая составляющая бытия Гегеля делится на три уровня: учение о бытие, об истинной сущности и о понятиях. Бытие и сущности материального мира характеризуются больше как определенные этапы, которые проходятся понятием, прежде чем оно предстанет во всей своей всеобщности и абсолютной полноте. В ʼʼЛогикеʼʼ формирование абсолюта исходит в форме абстракции, определенных логических категориях, где отправной точкой движения есть не что иное, а человеческая мысль, которая также абстрактна и не может быть понята материальным.
Такое бессодержательное введение понятия чистоты бытия стремится быть определенным в общую гегелевскую систему через “нечто”, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ, в свою очередь, является уже “определенным бытием”. Таким образом, процесс формирования абсолютной идеи стал преобладать в системе Гегеля, а само понятия пустоты или “ничего”, следуя его философии материализма - есть уже определенное бытие, которое формируется в процессе выявления. “Определенное бытие” на следующей ступени выступает как “нечто определенное сущее”, или качество. Ступень качества формируется в совокупности единства бытия (качества) со ступенью числа.
Качественное количество или количественное качество, по мнению философа, есть не абстракции, а реальные меры. В его учениях о бытие обосновывается один из законов диалектики - скачка количества в качество и обратно, что показывает общую динамику процессов развития учения Гегеля как процесса развития “прерывания постепенности”.
От бытия, которое понимается как явление, Гегель переходит к более сложным, закономерностям внутренней среды мира - сущности. Первостепенным содержанием данной части является анализ Гегелем закона о взаимопроникновении противоположностей, анализ их единства, тождества и борьбы.
В своих последних работах Гегель определял противоречие как непрерывные соотношения противоположностей, несуществующие друг без друга, а пребывающие в единстве и развивающиеся по-разному, что определяет обострение отношений между ними. Противоречия нуждаются в их разрешении, или снятии.
Сам философ предусматривал противоречия в соотношении начала и следствия, формы и содержания, бытия и сущности, ресурсов и реальности, случайности и крайней важности, причинности и взаимодействий. Так, развивая учения о противоречии, Гегель сформулировал вывод о крайне важном и самопроизвольном движении, о “самодвижении”, которое есть источник всяких изменений и всякого развития.
Познание отношений различных философских тождеств и различий определяет лежащее в их базе противоречие, которое по Гегелю есть естественное явление. Наличие противоречия говорит о развитии всего явления бытия в целом. В учении о сущности Гегель также дает определение реальности как “единства бытия и сущности”. Сама же сущность - основание всякого существования. С первых же глав своего учения о сущности Гегель показывает собственное видение и представление о непознаваемости и таинственности данного существования.
Крайняя важность, которая совершает развитие сфер бытия и сущности, по Гегелю, познается только в понятии, т.е. знанием. Такая необходимость трансформируется в общее понятие свободу, где свобода есть осознанная необходимость живого (бытия).
Таким образом, определение логики переходит к ее понятию. При этом сам Гегель всячески критикует формальные понимания логики и метафизики как философский метод понимания сущности, и, тем самым создает собственную диалектику общего, особенного и единичного. Одновременно мыслитель понимает истины как процесс совпадения мысли и объекта, что достигается только идеей. Только идея способна быть абсолютным единством познания и объекта познания (материального).
От логической системы Гегель переходит к пониманию философии природы. Создательницей природы и ее первопричина есть идея. Именно идейность порождает свое “инобытие” как природу. Так, философ определял развитие идейности по следующим этапам:
Благодаря глубине и силе собственной диалектической мысли Гегель в “Философии природы” определял целый ряд ценных догадок о взаимности и взаимосвязанности между различными ступенями неорганической и органической природы, в том числе и законов явлений в мире.
Дух - одна из ступеней развития абсолютной идеи, которая имеет свой цикл развития и свои ступени.
Гегель определял развитие духа по стадиям:
Стадия субъективного духа - это душа (дух в себе), выражающееся в сознании и миропонимании, где дух есть первопричина всего, а субъективный дух первоначало общего духа.
Стадия объективного духа - это абстрактная форма проявления духа, формирующая систему права и справедливости, где дух есть понимание права.
Объективный дух является свободным волеизъявлением, а система права характеризуется царством проявленной свободы. В конечном итоге, объективный дух находит свое определение в нравственности и воплощается по Гегелю в семейном, гражданском обществах и образует государство.
Абсолютный дух - это вечная действующая система, которая не существует во времени, а есть форма постоянного проявления действительной истины.
Абсолютных дух включает три стадии развития: искусство, религию и философию. Искусство - это непосредственная форма познания абсолюта и идеи. Религия в качестве собственного источника и откровения имеет Бога и его систему миропонимания. А философия является высшей ступенью развития абсолютного духа, абсолютное раскрытие истины, содержащейся в искусстве и религии.
В философии идея познает саму себя, она доходит до чистоты принципа и объединяет конец абсолютной идеи и ее начало. В случае если, по Гегелю, философия является миром, захваченным мыслью, где сам мир проявляется в абсолютной идее, то формируется “желаемая завершенность” развития абсолютной идеи.
Таким образом, абсолютная идея существует в многообразной и сложной форме по гегелевской философской системе. Система абсолютной философии - это объективный идеализм, где абсолют идеи существует до природы и человека как чистоты мысли, что и порождает впоследствии природу и общество.
Так, систему устроена на принципе “триады”, что есть тезис антитезиса и синтеза. Данная “триада” делает гегелевскую философскую систему ясной, четкой, с одной стороны, а с другой - позволяет Гегелю демонстрировать относительный характер развития мира, использовать энциклопедичность познаний.
Общая система философии Гегеля определяется логикой и философией природы, антропологией и психологией, философией права и этикой, философией государства и гражданского общества, философии религии и эстетикой, историей философии и философией истории.