Известные русские материалисты 19 века, в том числе В.Г. Белинский (1811-1848), А.И. Герцен (1812-1870), Н.Г. Чернышевский (1828-1889), Н.А. Добролюбов (1836-1861), Д.И. Писарев (1840-1868) - не только философы-теоретики, но и идеологи предреволюционной демократии, прошедшие поучительную школу немецкого класса философии и предмета французского просвещения.
После длительного увлечения гегельянством, большинство русских материалистов-мыслителей 19 века повернулось в сторону традиционного материализма, пытаясь сохранить определенную диалектичность и стараться быть актуальными и конкретными. Они сформулировали принцип единства сознания и бытия, первичность материи по отношению сознанию, направление о том, что сознание есть свойство не всей, а только высокоорганизованной материи - человеческого мозга. Так, был обоснован и введен принцип эциолювионирования истории общества.
Герцен - известный философ, мыслитель 19 века, являющийся основоположником идеи народничества.
Единство бытия и разума, положение о том, что природа существует независимо от человека, а законы разума есть отражение законов сущности и бытия - то, чем характеризуются основные труды Герцена. Так, он пытался найти уникальный метод понимания, который бы являлся единством ума и бытия одновременно.
В философской истории, по мнению Герцена, основная проблематика общественного закона лежит в сочетании стихийного хода истории (бессознательный быт, народность) и сознательной деятельности отдельных индивидов в обществе. Человек является венцом творения,его сознание существует и развивается вне природы и факторов внешнего мира, а зависит от разумения его самого. Ценность человека заключается в разумной и нравственной деятельности личности, которая реализуется в среде событий, где деятельность (поступки) человека - несет финальный отпечаток.
Герцен был разочарован в попытках западного социального переворота, но также и не довольствовался идеями русского крестьянского социализма. Крестьянская община является зачатком социализма, но русский вопрос заключается не в построении социального общества, а в проблематики крепостного права, в природе самого человека.
Чернышевский был также солидарен с позиционированием и неоднозначностью Герцена. В природе человека, по Чернышевскому, не нужно искать идеи, потому как она представляет собой уже оформленную материю с разнородными качества в результате столкновения, с которых и начинается жизнь природы. Неуничтожимость материи и ее взаимосвязь с пространством и временем определяют человека как - природное существо, с единым организмом, где сознание есть проявление материальной абстракции.
Антропологический принцип философии Чернышевского моностичен и направлен против дуализма. Идеи классового сопротивления, неизбежности социальной революций, утопического социализма - то что критикуется в очерках философа. Новая революционная мораль, по его мнению, есть безукоризненная приверженность идеалам революционной борьба, сражению между добром и злом.
Иммануил Кант родился в 1724 г. в Кенигсберге. В Кенигсберге он вылечился и стал ректором университета, его первые труды он написал еще в студенческие годы, со временем не только философ, но и крупный ученый в области естествознания.
Философское развитие Канта К. делится на 2 стадии. Первая стадия - (до нач. 70-х гг) - он пытался решать философские проблемы о бытие, философские проблемы природы, религии, этики, логики исходя из определению, что были разработаны и обоснованы как умозрительная наука (исследования, без обращения к данным опытов).
На второй стадии (критической) он пытается четко отделить явления от вещей в себе. Материальные вещи не могут быть даны в опыте, они являются неосознаваемыми, а человек познает лишь явления или тот способ, на который данные вещи в себе имеют определенное действие. Такое учение стало именоваться агностицизмом. Кант называл его “критикой разума”.
Это учение определяет и ограничивает возможности человеческого разума, считая его ограниченным в познании сущности материального. Таким образом, рассматривая данную критику, мыслитель пытался определить три важнейших направления исследования:
Учение “Критическая философия” было окончательно сформлирована к концу 19 века. Оно изложено в трактовки: “Критика чистого разума”,“Критика практического разума” и “Критика способности суждения”. Так, данные работы являют собой критику общественного понимания этики, эстетики и учения о целесообразности природы.
Понимание начинается с того, что “вещи в себе” воздействуют на человеческие органы чувств и вызывают определенные ощущения и эмоции. Такое понимание сущности мира относится к материалистическому, однако для Канта характерны и идеалистические трактовки.
Идеализм в убеждении немецкого философа состоит в том, что ни ощущения человеческой чувственности, ни понятия и суждения его рассудка, ни понятия разума не способны дать человеку теоретические знания о “вещах в себе”. Достоверное знание сущности - это математика и естествознание, что есть всеобщие и необходимые истины наук. Но это не есть знание о самой сущности, а только о свойствах материальных вещей, к которым приложимы формы человеческого сознания (ощущения и понятия). Так, Кант не дает точное определение сущности, сводя его к абстракции.
Учение о знании философа опирается на теорию суждения человека. Знание всегда выражается в форме суждения, в котором мыслится взаимосвязь между двумя понятиями - субъектами и предикатами суждения. В одних суждениях философ не дает нового знания о предмете сравнительно с тем знанием, которым уже мыслится в субъекте. Такие убеждения являются аналитическим, так как все тела, например, имеют притяжение и т.д.
Чувственное познание материализма 19 века определяется основным вопросом - о возможности и реальности суждений в материальном мире. По Канту, например, элементы знания - не есть элементы его же понятия, а являются наглядными представителями данного знания (субъектами).
В суждении материализма синтез субъекта основывается либо на чувствах созерцании пространства, либо времени. Пространство - априорная форма внешних чувств созерцания (время - внутреннего), что и придает созерцанию безусловную всеобщность и необходимость относительно ощущения материальных вещей.
На этих основах была попытка дать ответ на вопрос о возможности теоретического аспекта естествознания. В основе всех суждений естественных наук лежат общие и философские законы. Научным знанием предмет явления наук может быть при условии, если рассудок понимает предметы как явления, подчиненные тремя основным законам:
Данные законы относятся не к самой природе а только к человеческому разуму. Человеческое сознание самостоятельно образует предмет (не в том смысле, что оно само по себе порождает его или дает ему бытие, а в том, что оно определяет познаваемый предмет в ту форму, под которой он только и может реализовываться - форму всеобщего и необходимого знания). Таким образом, не формы ума сообразуются с вещами природы, вещи природы - с формами ума.
Отсюда следует вывод, что вещи сами по себе непознаваемы. Ни формы чувственности, ни категории рассудка, ни эти вышеприведенные три закона не составляют определения самих вещей в себе. Природа как предмет всеобщего и необходимого знания формируется самим сознанием.
“Знание” постигаемого умом мира сводится к выведенному, высшему нравственному закону (19в.) категорического императива, который гласит: “Совершай поступки и направляй свою деятельность так, чтобы максима твоей индивидуальной воли могла одновременно иметь силу принципов всеобщих законов”.