Исторический материализм Маркса


Исторический материализм Маркса

Для правильного понимания философии Маркса в целом, нужно сперва разобраться с категориальным аппаратом, а именно с такими понятиями как «материализм» и «исторический материализм».

Существует ошибочное представление о материализме, как об учении, в основе которого положены материальные интересы человечества, а также мотив постоянного роста благосостояния человека. Это представление ошибочно, так как представление Маркса о «материализме» и «идеализме» основывается не на психологической мотивации поведения. В контексте философии понятие «материализм» означает ответвление философской мысли, согласно с которым, в основе мира, что окружает человека, лежит некая субстанция – движущаяся материя. Материализм не есть чем-то кардинально новым, а тем более не был изобретением Маркса. Досократики, например, тоже являлись материалистами, но только в буквальном смысле и не брали во внимание ценностные суждения или этические принципы.

В отличии от «материализма», «идеализм» определяется при помощи бестелесных идей и сущностей. Так первой «идеалистической» системой была философская система Платона. Маркс же является лишь представителем материалистической онтологии, не смотря на то, что вопросами онтологии как такими он практически не занимался. Так, в философии выделяют достаточно большое количество видов и форм идеализма и материализма. Когда речь идет о материализме Маркса, стоит отметить, что он категорически отрицал философский материализм, который поддерживался большинством прогрессивных мыслителей того времени. Этот вид материализма подразумевал, что материальная субстанция находится в основе не только материальных, а и духовных (психических) явлений.

В самих работах Маркса невозможно встретить такие термины как «исторический» или «диалектический материализм», в силу того что он их просто не употреблял в своих трудах. Маркс имел в виду собственный метод, который он противопоставлял «материалистическому базису» Гегеля.

Замечание 1

После полной и обширной критики гегелевской философии (которая на его взгляд была спекулятивной и извращенной), Маркс смог четко сформулировать свое видение общественных процессов.

Маркс, в отличие от Гегеля, исследовал человека и историю в буквальном понимании, а не с точки зрения эфемерных идей. В основу его идей была положена действительность социальных и экономических условий жизни человека. То есть, на шкале между идеализмом и материализмом Маркс будет расположен где-то посередине, так как он в равной степени далек и от идеализма Гегеля и от буржуазного материализма. Из этого выплывает марксовское определение философии, которую он определил как синтез натурализма и гуманизма.

Экономическая теория Маркса

Проще говоря, экономика в таком случае определяется не душевным порывом, а способом производства: то есть объективными социально-экономическими, а не психологическими факторами. Правда у этой теории есть единственная квази психологическая предпосылка. Она состоит в указании на то, что человек нуждается в нескольких вещах:

  • пища;
  • крыша над головой.

Поэтому человек должен обеспечивать себя данными средствами жизни. Само собой отсюда вытекает ряд объективных факторов, которые входят на первый план, а соответственно определяют все прочие сферы жизнедеятельности человека.

Условия, посредством которых определялся способ производства, а соответственно и социальная организация общества, по факту определяют самого человека, его интересы и его цели. Идея о том, что на формирование человека влияют обстоятельства, была уже затронута в работах Монтескье. Новизна Маркса заключается в том, что он дает более детальный анализ данных принципов, которые лежат в основе производственных сил.

Определенные условия в экономике, которые могут наблюдаться при капитализме, дают подоплеку для жажды денег и собственности. Есть и другие экономические условия, которые могут вызывать в корне другие стремления:

  • презрение к земным благам;
  • аскетизм и т.п.

Понятие «труда» и «капитала» в понимании Маркса

Согласно доктрине Маркса, стремление человека к накоплению капитала и овладению собственностью точно также вытекает из экономических предпосылок, как и полностью противоположные этому стремления.

Материалистическое понимание истории Марксом никак не относится к распространенному заблуждению, что эти материалистические мотивы являются главной движущей силой для человека. Он скорее понимал этот термин как действительный субъект истории, так как автором для ее законов выступает живой, реальный человек, а не абстрактные идеи.

Замечание 2

Говоря о работах Маркса, стоит провести четкую грань между «материалистическим» и «экономическим».

Его учение было бы логично назвать антропологической интерпретацией истории. Такой подход Маркса основывается, прежде всего, на факте того, что сами люди являются творцами своей истории.

Так, одно из главных отличий Маркса от его современников, заключается в том, что для него капитализм не есть природным явлением, то есть это не продукт адекватного развития человеческой натуры. Также и мотив капиталистического общества не равны универсальным мотивам человека вообще.

Вся критика капитализма Маркса заключается в том, что капиталисты сделали интересы материальной выгоды и капитала превыше всего. Его же концепция гласит, что главным в этом мире является социум, а поэтому материальные интересы и выгоды уходят на второй план. Так, как Маркс ставит в основу своей концепции общество либо же социум, то она так и называется «социализм».

Разбирая концепцию Маркса, очень важно понять одну из его главных мыслей: человек сам творец своей истории, он ее создает. Очень важно уяснить эту фундаментальную мысль Маркса. В «Капитале» написано: «...не легче ли было бы написать ее (историю – ред.), так как, по выражению Вико, человеческая история тем отличается от истории природы, что первая сделана нами, вторая же не сделана нами?»

Помимо сотворения истории, человек обязан творить сам себя в процессе производства. Одним из самых важных факторов этого процесса - это отношение человека к природе. Так, в начале человеческого развития мы можем видеть, что человек полностью прикован к природе, он слепо ей подчиняется. Вскоре, по мере эволюции, посредством смены отношения к природе, человек меняет и себя самого.

Определение 1

Вот речь и дошла до одного из самых важнейших элементов в концепции Маркса, а именно до вопроса труда. Согласно Марксу, труд являет собой определенный фактор, который выступает как посредник между человеком и природой, более того при помощи труда человек жаждет урегулировать свои отношения с природой.

Поскольку труд - это выражение человеческой жизни, он может изменить отношения человека к природе, а отсюда выплывает, что человек также изменяется в труде посредством него же.

Отдельное внимание стоит обратить на некоторые специфические понятия, выдвинутые Марксом. Для начала необходимо уточнить видение Марксом исторического развития. Согласно его учению, развитие происходит как результат противоречий между производственными силами и социальной системой общества. Таким образом, если социальная система или способ производства будут препятствовать, а не подталкивать к развитию производственных сил, то общество из-за угрозы упадка станет выбирать такой способ производства, который будет соответствовать новым производительным силам и способствовать их развитию.

Вся история человека отмечена его борьбой с природой. В какой-то момент (Маркс говорит, что этот момент близок) человек в такой мере разовьет природные источники производства, что антагонизм между человеком и природой будет устранен. В этот момент предыстория человечества закончится и начнется подлинно человеческая история.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :