Диалектический материализм


Диалектический материализм

Определение 1

Диалектический материализм — это одно из многочисленных философских направлений, которое было выведено из идей Маркса и Энгельса.

Так, сам Энгельс считал эту систему мировоззрением и в противоположность ей ставил всю философию, которая существовала ранее. Подобная точка зрения отрицает любое философское учение, которое могло бы быть «наукой наук» и существовать в независимости от практических задач.

Диалектический материализм также рассматривают как философию целой социально-экономическо-философской системы, как марксизм-ленинизм. Диалектический материализм берет за основу достижения современной науки и авангардных общественных практик, которые постоянно улучшаются и развиваются вместе с их прогрессом. Вся философия марксизма подается в виде материалистической философии, так как исходит из того, что признает материю единственной основой мира, при этом она рассматривает сознание как некое, особое свойство высокоинтеллектуальной, социальной формы связанной с движением материи, а также в виде функции мозга.

Возникновение и развитие диалектического материализма

Как учение марксизма в целом, так и Диалектический материализм в частности, возникли в 40-х гг. 19 в. Именно в это время имело место борьба рабочих за свою социальную свободу, этот процесс был бы нереальным без философии материалистической диалектики, которая включает в себя материалистическое объяснение истории. Основоположниками данного направления в философии являются К. Маркс и Ф. Энгельс. Они подвернули общественную жизнь глубокому и всестороннему анализу, усвоив и специфически обработав все то, что было создано в области философии до них. Они занимались разработкой диалектического материализма в контексте борьбы с разнообразными формами буржуазного мировоззрения.

Среди непосредственных источников марксизма можно выделить следующие:

  • идеалистическая диалектика Гегеля;
  • идеи классических буржуазных политических экономистов (А. Смит, Д. Рикардо и др.);
  • работы социалистов-утопистов (К. А. Сен-Симон, Ф. М. Ш. Фурье, Р. Оуэн и др.);
  • труды историков времен французской реставрации (Ж. Н. О. Тьерри, Ф. П. Г. Гизо, Ф. О. М. Минье).
Замечание 1

Одну из главных ролей в развитии диалектического материализма сыграли достижения естетвознательных наук конца 18 и 19 вв., так как именно в это время диалектика стихийно пробивала себе дорогу.

Основная особенность идей Маркса и Энгельса заключалась в распространении идей материализма на историю общественных процессов в целом, а также в специфическом соединении материализма и диалектики в целом.

Материя и сознание

Почти у всех философских учений так или иначе возникает вопрос о материи и сознании. Он может выражаться как в открытой, так и в более завуалированной форме.

В целом, отношения всех философов к этому вопросу можно разделить на две группы: материалистов и идеалистов. Так, материализм исходит из признания первичности материи и производности сознания, а идеализм, в свою очередь, — наоборот. Диалектический материализм исходит из принципов материализма, а если конкретнее, то из материалистического монизма. Согласно этому принципу, мир и есть движущееся материя. Материя в форме объективной реальности имеет следующие характеристики:

  • несотворимость;
  • вечность;
  • бесконечность.

Формы, в которых существует материя, довольно тривиальны, - это движение, пространство и время. Движение — это один из универсальных способов существования материи. Нет материи, которая находится вне движения, а движение, в свою очередь не может существовать вне материи.

Таким образом, мир представляет из себя картину неисчерпаемого многообразия:

  • природа неорганическая и органическая;
  • химические, физические и механические явления;
  • жизнь животных, жизнь растений;
  • общественная жизнь;
  • человек и его сознание.

Но, не смотря на все это многообразие, не стоит забывать, что мир един, так как создан из различных форм и видов движущейся материи, которая подчиняется всеобщим законам.

Каждая часть материального мира имеет определенную историю своего развития, в ходе которого происходило улучшение, и усовершенствование данной части.

Материя очень специфична, так как она существовала уже тогда, когда сознания еще не существовало, обладая при этом лишь свойством, которое похоже на ощущения или свойство отражения. На уровне организации живого у материи есть свойство раздражимости, ощущения, восприятия, а также элементарный интеллект, который является характерным для высших животных. Во время возникновения человеческого общества возникает общественная форма движения материи, ее носителем становится человек. Здесь он выступает как субъект общественной практики и именно поэтому он обладает сознанием и самосознанием. Достигнув в своём развитии высокой организации, мир сохраняет свое материальное единство. Сознание является неотделимым от материи.

Замечание 2

Психика и сознание являют собой специфическое свойство высокоорганизованной материи и выступают как высшее, качественно новое звено в ряду различных свойств материального мира.

Согласно доктрине диалектического материализма, сознание есть функция мозга, которая отражает объективный мир. Процесс осознания мира и психическая деятельность возникают и развиваются посредством взаимодействия человека с миром при помощи общественных отношений. Предметы, их свойства и отношения, отражаясь в мозгу, существуют в нём в форме образов. Идеальное же — это не специфическая субстанция, а продукт деятельности мозга или говоря иными словами, субъективный образ объективного мира.

В отличие от агностицизма, диалектический материализм исходит из понимания, что мир полезен и познаваем, а наука все глубже проникает в законы бытия. Возможности познания мира безграничны при том условии, что сам процесс познания является бесконечным.

Теория познания

Исходными моментами теории познания в диалектическом материализме являются материалистическое разрешение спора об отношении мышления к бытию и признание основой процесса познания общественной практики.

Определение 2

Практика — основа формирования и главный источник знания, основной стимул и цель в процессе познания, сфера для применения знаний, критерий истинности результатов процесса познания, а также определитель связи предмета с тем, что нужно человеку.

Процесс познания начинается с ощущений и восприятий. То есть первая ступень этого процесса является чувственной, и в результате поднимается на уровень абстрактно-логического мышления. Этот переход от чувственного познания к логическому мышлению проявляется как определенный скачок от знания о единичном, внешнем и случайном к обобщенному знанию о существенных закономерностей. Качественно различные уровни познания, чувственное мышление и отражение имеют между собой неразрывную связь, так как образуют несколько последовательных звеньев одного процесса.

Определение 3

Мышление человека — это специфическое, историческое явление, которое предполагает преемственность знаний, что приобретаются от поколения к поколению, а следовательно имеют свойство закрепления посредством языка, с которым мышление находится в неразрывной связи.

Познание мира для каждого конкретного индивида опосредовано развитием сознания мира через плоскость всего человечества. Таким образом, мышление современного человека - это результат общественно-исторического процесса. Из историчности этого познания, а также историчности объекта этого познания вытекает необходимость исторического метода, который находится в неразрывной связи с логическим методом.

Среди необходимых приемов познание стоит выделить следующие: анализ и сравнение, синтез и абстракция, индукция и дедукция, а также обобщение. Все названные методы могут быть выявлены на различных уровнях познания по-разному. Результаты подобных процессов всегда будут объективными составляющими истины, так как именно данные процессы являются зеркальным отношение свойств, вещей и отношений между ними.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :