Любовь в русской философии


Любовь в русской философии

Что такое любовь?

Что такое любовь? На мой взгляд – это самое невообразимое чувство, которое можно испытывать по отношению к другому человеку, а также влечение и стремление быть рядом с объектом своих чувств. В её основе лежит уважение, взаимопонимание, верность, искренность, ласка и забота. Любовь всем правит на земле и способна открывать в человеке качества, о которых он и не подозревал. Она может окрылять, вдохновлять, призывать к самосовершенствованию, к благородным поступкам.

Вокруг влюбленного человека мир преображается и насыщается новыми красками. В любимом человеке можно заметить то, чего не видят остальные, понимать каждый жест, каждое слово, выражение лица и каждый взгляд. К сожалению, в любви не всегда бывает только счастье. Например, существует невзаимная любовь, которая причиняет боль. Мы не можем заставить человека испытывать к нам взаимные чувства, в этом случае придется смириться с безнадёжностью ситуации, постараться забыть. Не всем это под силу. Много страданий приносит безответная любовь, жизнь не идеальна, но нужно преодолеть это испытание и у вас будет возможность найти настоящее счастье.

Можно о любви рассуждать часами. Не случайно известнейшие мудрецы, поэты и писатели уделяли немалую часть времени этому занятию. Стремились понять, что есть любовь, для чего она нужна? Возможно, легче жить без этого таинственного чувства? Мыслители не хотели мириться с тем, что по каким-то неизвестным им причинам, непонятно откуда, между двумя людьми (анализируем любовь мужчины и женщины) может возникнуть глубокая «неземная» связь. Философы ищут грамотное объяснение этому факту.

Тема любови в русской философии

Любовь всегда присутствовала в русской философии, много страниц посвящается ей в творениях:

  • B.C. Соловьева,
  • В.В. Розанова,
  • Н.А. Бердяева,
  • С. Л. Франка

Рассмотрим суть учений некоторых из них

Замечание 1

Русские мыслители и философы полагали, что любовь - необычное явление, где ярко выражена богочеловеческая суть личности. Роль любви предельно приближает человека к Богу, так как любовь - это сфера чуда и загадки, которая выходит за пределы космических и природных стихий.

Существенной составляющей человеческого духа является любовь. Русские мыслители ищут трансцендентные начала исключительно в физиологических началах любви, начиная с половых особенностей и взаимоотношений в браке. Основной идеей философии является сущность человека - огромная тайна Вселенной.

В.В. Розанов полагает, что пол - это жизнь. Сексуальные отличия и сама жизнь в его толковании тесно связаны и зависимы. Мыслитель видел пол не функцией и органом, а личностным состоянием и утверждал, что пол и есть наша душа, а влюблённость, рассматривал как власть пола над человеком: «Я одолен его (ее) полом, я угодил в сферу тяготения его (ее) пола и эту тягу невозможно одолеть - в этом берет начало непреодолимости любви». Далее его рассуждения переходили к семье и деторождению, но никогда не останавливались на проблеме сексуального блаженства, – мыслитель уловил сакральное начало любви. В семейно-половых отношениях человек угождает Богу, исполняет его завет: «Плодитесь, дети мои!». Мудрец развил тему пола не через эрос, а через семейство, деторождение, чадолюбие и православный брак.

В философии Н. А. Бердяева можно отметить связь с категориями пол и любовь, гармонично сочетающей в себе мужское и женское начало. Он анализировал в любви путь, которым любой сможет выявить в себе человека. Любовь приобщает к всемирной иерархии и объединяет в органическом образе, смысл содержится в достижении целостности личности для вечной жизни. Ю.Ю. Черный характеризует любовь философа источником творчества, потому как любовь - это творчество. Нет такой жертвы, которая не была бы оправдана во имя любви, в ней нет произвола личности и нет личного безудержного желания, так как право любви совершенно и, безусловно. В свободе и любви именно духовная воля связывает людей, предопределяет друг другу. Любовь нужна для мировой гармонии и для божественных проявлений. Против мировой гармонии и начертанного в мировом порядке органического образа выступает безответная любовь. Вся драма любви совершается в мучительном поиске образа и космической гармонии, в ходе которого человек способен «вырваться из собственной кожи», может прорвать свой эгоизм.

C.Л. Франк поясняет, что «Ты» в любви — не только мое достояние, не просто действительность, «Я» не поглощаю «Ты» в себя. Наоборот, сам «уношусь» в него, оно делается моим только в том смысле, что я сознаю себя относящимся к нему. Открывается вероятность знания изнутри, познания иного в знаковости и единственности через сопереживание. Через любовь «Ты» происходит для меня вторым «Я», лишь на этом пути в любви «Ты» раскрывается как личность. Нам становится доступным откровение «святыни» личности, которую мы не можем не любить благоговейно даже в самом криминальном и искаженном человеке. Капля тяжелого разочарования сохраняется в самой интимной и блаженной связи «Я» — «Ты». Не бытует совершенной, «чистой» любви, потому как «Да» до окончания не убирает момент чуждости «Ты», постоянно остается непреодоленный осадок несказанного, неописуемого.

С. Л. Франк приводит слова Р.М. Рильке, что любовь должна быть нежным бережением одиночества любимого человека. Её суть заключается в культовом восприятии конкретного творения, подметив в нем некое божественное начало. С точки зрения философа, любовь многообразна – бывает и настоящая любовь, и религиозное чувство, и именно это чувство христианство распознает основой религии в целом. Другие виды любви, такие как эротическая и родственная – это зачаточные формы подлинной любви, иным языком «цветок на стебле любви, а не ее корень». Любовь, как религиозное чувство - это не просто любовь к Богу, взятая ценой расслабления или утратой любви к живому человеку, она постепенно учит любящего воспринять глубокую ценность самой личности любимого.

Согласно Франку, через показной, физиологический и духовный облик любимого, мы подходим к глубинному воплощению божественного начала в человеке. Призрачное обоготворение реформируется в любовное отношение к образу Божию, богочеловеческому началу, которое присутствует в самом безупречном и безнравственном человеке. Такая любовь объемлет не только всех, но и все во всех. Она объемлет полноту разнообразности людей, народов, культур, вероисповеданий и в каждом из них зрит всю неограниченность абстрактного содержания. Философ говорил, что любовь-это радостное восприятие и благословение всего живого и настоящего, прямота души, которая открывает свои объятия любому проявлению жизни, как таковому, испытывает его божественный смысл.

В. С. Соловьев, анализируя вопрос любви, признал, что половой акт имеет второстепенное значение, поскольку он бывает «без любви» и «любовь бывает без него». Для нее важен не только половой акт, но и любое внешнее объединение, повседневное и особенно телесное. Необходимость его не непременное условие и самостоятельная цель любви, а окончательное воплощение ее в жизнь. Если же реализация его выступает как цель лбви, то это приводит к ее гибели. Если в любви не позволено отказаться от полового акта полностью, значит надо свести его до минимума.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :