Континентальное философское направление исходит из концепций, ставших возможными в рамках философской системы Гегеля и Канта.
Понятие континентальная философия подразумевает противопоставленность аналитического английского (островного) философского направления философской системе Франции и Германии.
На сегодняшний день континентальное философское направление определяется конкретными философскими концепциями и идеями. Такие концепции различаются коренным образом, они разные в своей сущности, начиная с марксизма и заканчивая постструктурализмом, но объединены они полной концептуальной свободой, невозможной в рамках аналитического философского течения.
Абсолютная идеалистическая теория Гегеля предполагает, что миропорядок включает в себя не существующие в реальной действительности, а вымышленные человеком:
Отсюда становятся возможными любые рекатегоризации и деконструкции на определенном выбранном основании. К примеру, Ницше отрицал наличие нравственных и моральных правил и запретов, а Карл Маркс полагал, что скоро наступит гегемония пролетариата, Альбер Камю же был убежден в полной абсурдности жизни. Многие сторонники континентального философского направления, к примеру, Кьеркегор или карл Маркс, выступали с неоднократной резкой критикой Гегеля, но все же многие свои философские теории они строили на базе идей Гегеля.
Различные критики утверждают, что течениям континентальной философской мысли присущ и моральный, и методологический релятивизм, и вследствие этого происходит их существенный разрыв с реальностью окружающего миропорядка. К примеру, сторонники аналитического течения в философской науке подвергают критике континентальных мыслителей за тот факт, что сама идея каждого из течений внутри континентальной философской мысли оборачивается внутри самой себя, без всякой взаимосвязи с окружающей реальностью, что не предоставляет возможностей для оценки ценностей определенного течения в общедисциплинарной связи.
Крупный мыслитель аналитического философского направления Бертран Рассел подчеркивал моральную относительность континентальной мыслительной деятельности, которая, исходя из гегелевской диалектики, привела в итоге к деструктивным, губительным для социума и населения последствиям.
Подобные утверждения Бертрана Рассела звучали критикой в адрес континентального философского направления и в связи с политикой (доклад Маргарет Тэтчер в 1999 году).
Многие исследователи подвергают критике постмодернистские континентальные взгляды за относительность и неимение хотя бы какой-либо методологической границы. Ведущий американский физик Алан Сокал в 1996 году показал это благодаря эксперименту-мистификации, с успехом выпустив в известном журнале постмодернистского толка статью-пародию под названием герменевтика квантовой гравитации, которая содержала бессмысленные, пустые, нелепые фразы.
Ученик Гегеля, Карл Маркс, поддержал и развил суждение о трансформации миропорядка при помощи мыслей и был убежден, что философская наука не только инструмент в понимании сущности мира, но и механизм для его изменений и преобразований.
Суть марксистского философского положения свелась к тому, что идеальный тип общества не должен быть дифференцирован на классы, а этого можно реально достичь благодаря перераспределению собственности, особенно касаемо производственных средств. В итоге классовой борьбы должно было произойти перераспределение, в тот момент, когда пролетариатом почувствуется собственная сила и он одолеет буржуазную касту, далее создадут собственную диктатуру. Классические положения марксистской философской системы были воплощены в реальную жизнь: произошла революция 1917 года в Российском государстве. Потом стало понятно и очевидно, что идеальный тип общества в России создать не получилось, потому что расслоение в обществе все же осталось, а на деле только сменились элиты: вместо буржуазного класса появился партийный аппарат.
Таким образом, экономические предсказания Карла Маркса не сбылись,но его философские теории, в основном из ранних сочинений, заинтересовали сторонников неомарксизма двадцатого - двадцать первого столетия.
Не смотря на ошибочность некоторых концепций классической марксистской теории, следует все же отметить, что она значительно углубила понимание тех явлений и событий, которые имеют место в общественной жизни.
Неверное развитие неомарксистских теорий состоит в том, что их сторонники пытались в точности переложить марксистские взгляды на иные актуальные и модные концепции философской направленности.
После завершения войны последователи неомарксистского течения комбинировали фрейдизм с марксизмом, и приняли самое активное участие в становлении Франкфуртской школы, а в 1970 годы неомарксисты соединили философскую концепцию Маркса с модным на тот момент времени структурализмом, позже они хотели адаптировать марксизм под консервативные взгляды, так как многие сторонники этого течения пришли в это время во власть. На сегодняшний день присутствует комбинация феминизма и марксизма, постструктурализма и марксизма, а также многие другие. Из этого понятно, что идеи неомарксизма на сегодняшний день пытаются слиться с течениями буржуазного толка, которые самим Карлом Марксом начисто отвергались.