Критика континентальной философии


Критика континентальной философии

Истоки развития континентального философского направления

Континентальное философское направление исходит из концепций, ставших возможными в рамках философской системы Гегеля и Канта.

Замечание 1

Понятие континентальная философия подразумевает противопоставленность аналитического английского (островного) философского направления философской системе Франции и Германии.

На сегодняшний день континентальное философское направление определяется конкретными философскими концепциями и идеями. Такие концепции различаются коренным образом, они разные в своей сущности, начиная с марксизма и заканчивая постструктурализмом, но объединены они полной концептуальной свободой, невозможной в рамках аналитического философского течения.

Абсолютная идеалистическая теория Гегеля предполагает, что миропорядок включает в себя не существующие в реальной действительности, а вымышленные человеком:

  • категории;
  • концепции;
  • структуры.

Отсюда становятся возможными любые рекатегоризации и деконструкции на определенном выбранном основании. К примеру, Ницше отрицал наличие нравственных и моральных правил и запретов, а Карл Маркс полагал, что скоро наступит гегемония пролетариата, Альбер Камю же был убежден в полной абсурдности жизни. Многие сторонники континентального философского направления, к примеру, Кьеркегор или карл Маркс, выступали с неоднократной резкой критикой Гегеля, но все же многие свои философские теории они строили на базе идей Гегеля.

Критика методологического релятивизма континентального философского направления

Различные критики утверждают, что течениям континентальной философской мысли присущ и моральный, и методологический релятивизм, и вследствие этого происходит их существенный разрыв с реальностью окружающего миропорядка. К примеру, сторонники аналитического течения в философской науке подвергают критике континентальных мыслителей за тот факт, что сама идея каждого из течений внутри континентальной философской мысли оборачивается внутри самой себя, без всякой взаимосвязи с окружающей реальностью, что не предоставляет возможностей для оценки ценностей определенного течения в общедисциплинарной связи.

Критика континентальной философии Бертраном Расселом и другими последователями аналитического течения

Крупный мыслитель аналитического философского направления Бертран Рассел подчеркивал моральную относительность континентальной мыслительной деятельности, которая, исходя из гегелевской диалектики, привела в итоге к деструктивным, губительным для социума и населения последствиям.

Подобные утверждения Бертрана Рассела звучали критикой в адрес континентального философского направления и в связи с политикой (доклад Маргарет Тэтчер в 1999 году).

Многие исследователи подвергают критике постмодернистские континентальные взгляды за относительность и неимение хотя бы какой-либо методологической границы. Ведущий американский физик Алан Сокал в 1996 году показал это благодаря эксперименту-мистификации, с успехом выпустив в известном журнале постмодернистского толка статью-пародию под названием герменевтика квантовой гравитации, которая содержала бессмысленные, пустые, нелепые фразы.

Критика марксистских теоретических положений

Замечание 2

Ученик Гегеля, Карл Маркс, поддержал и развил суждение о трансформации миропорядка при помощи мыслей и был убежден, что философская наука не только инструмент в понимании сущности мира, но и механизм для его изменений и преобразований.

Суть марксистского философского положения свелась к тому, что идеальный тип общества не должен быть дифференцирован на классы, а этого можно реально достичь благодаря перераспределению собственности, особенно касаемо производственных средств. В итоге классовой борьбы должно было произойти перераспределение, в тот момент, когда пролетариатом почувствуется собственная сила и он одолеет буржуазную касту, далее создадут собственную диктатуру. Классические положения марксистской философской системы были воплощены в реальную жизнь: произошла революция 1917 года в Российском государстве. Потом стало понятно и очевидно, что идеальный тип общества в России создать не получилось, потому что расслоение в обществе все же осталось, а на деле только сменились элиты: вместо буржуазного класса появился партийный аппарат.

Замечание 3

Таким образом, экономические предсказания Карла Маркса не сбылись,но его философские теории, в основном из ранних сочинений, заинтересовали сторонников неомарксизма двадцатого - двадцать первого столетия.

Не смотря на ошибочность некоторых концепций классической марксистской теории, следует все же отметить, что она значительно углубила понимание тех явлений и событий, которые имеют место в общественной жизни.

Неверное развитие неомарксистских теорий состоит в том, что их сторонники пытались в точности переложить марксистские взгляды на иные актуальные и модные концепции философской направленности.

После завершения войны последователи неомарксистского течения комбинировали фрейдизм с марксизмом, и приняли самое активное участие в становлении Франкфуртской школы, а в 1970 годы неомарксисты соединили философскую концепцию Маркса с модным на тот момент времени структурализмом, позже они хотели адаптировать марксизм под консервативные взгляды, так как многие сторонники этого течения пришли в это время во власть. На сегодняшний день присутствует комбинация феминизма и марксизма, постструктурализма и марксизма, а также многие другие. Из этого понятно, что идеи неомарксизма на сегодняшний день пытаются слиться с течениями буржуазного толка, которые самим Карлом Марксом начисто отвергались.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :