В классический период античная философия переносит свое внимание с проблем космоса на проблему человека, его разума и души. Начинается новый период философии – "антропологический".
Классический период в развитии античной философии начинается с возникновения школы софистов конце V в. Софисты, представители греческого просвещения, готовили учеников к политической деятельности. Именно софисты впервые переориентировали философскую мысль античности на проблему человека и его сознания. Антропологическая проблема становится центральной по философии Протагора – наиболее известного среди софистов. Ему принадлежит легендарная тезис: «Человек есть мера всех вещей", что означает: все на свете имеет смысл постольку, поскольку оно имеет смысл в человеческом существовании.
Истина и нравственность, утверждали софисты, не является абсолютным, они – относительные, они различаются для каждой культуры, для каждого человека, для каждой ситуации. Человек должен полагаться только на свой смысл и ориентироваться только на собственные нужды. Такая крайняя скептическая позиция софистов привела к тому, что впоследствии их учение вырождается в чисто формальное манипулирование словам, в словесную игру, в умение обосновать или опровергнуть любую мысль, независимо от его правильности или ошибочности.
Сократ (470-399 гг. до н. э) начинает свой путь в философии как ученик софистов, но впоследствии отказывается от их скептического отношения к истине. Ведь своим назначением в жизни Сократ считал поиск истины. Открытие собственного невежества – начало философствования, по Сократу. Он пытался открывать ученикам их невежество и тем побудить их к благотворной жизни. Сам себя Сократ не считал мудрым («софос»), а только «философом», любящим мудрость. «Я знаю, что ничего не знаю, - говорил о себе Сократ и добавлял - другие не знают даже этого».
Только Богу, по мнению Сократа, может быть известно устройство мира, причины и суть небесных явлений. Поэтому, делает вывод Сократ, людям следует обратить внимание на собственные дела, устройство и нормы общественной жизни, к смыслу своей жизни.
Как и софисты, Сократ основное внимание уделил проблемам человека, морали, образования, языка, теории аргументации (доведение и опровержения). Сократ не оставил после себя философских трактатов, потому принципиально ничего не писал, считая, что главная его задача - научить людей мыслить с помощью дискуссий и бесед. О его взглядах мы знаем из произведений его учеников, прежде всего, из произведений Платона.
Все люди стремятся стать счастливыми, считал Сократ, но мало кто знает, как этого достичь. По его мнению, путь к счастливой жизни должен начинаться с самопознания. Основная тема сократовских размышлений, девизом которых он выбрал знаменитые слова, высеченные у входа в дельфийский храм: "Познай самого себя". Это выражение стало философским кредо Сократа.
Центром человеческой природы он называет душу, и эта мысль прозвучала впервые в античной философии, для того времени она была новой и необычной. Главная способность души – ум, на нем сосредоточивает Сократ свое внимание. Счастливая жизнь – это жизнь, что полна добра, прожитая с пользой для души. Но чтобы делать добрые дела, человек должен знать природу добра. Сократ, а позже и Платон считали, что добродетели человека зависят от его знаний. Знание природы добра побуждает к добрым поступкам. Ведь люди делают зло не сознательно, а только по незнанию того, что является добром и благом. Такие представления о предопределенности нравственности знанием характерные для всей греческой философии.
На ошибочность такой точки зрения впервые указало христианство. Согласно христианской этикой, нравственность человека не связана непосредственно с интеллектом, уровнем и широтой знаний. Гораздо важнее здесь есть чистое сердце, богатство души, не измеряются только разумом. Сократ же склонялся к идее античного просвещения – путь к добру лежит через разум. Указать путь к истинному знанию и есть задача философа, считал он.
Беседы, диалог, спор, интеллектуальные соревнования, опирающихся только на аргументы разума – это нормальное состояние мыслящих людей. Именно в беседах и дискуссиях сформировался философский метод Сократа. Его суть заключалась в следующем. Истина не находится и не возникает в голове отдельного человека напрямую. Она рождается в процессе диалога между людьми, совместно ищут истину.
Диалектика как метод познания у Сократа приобретает форму искусства управлять познанием, управлять диалогом, состыковывать противоположные точки зрения через умение правильно задавать вопросы. С помощью правильно подобранных вопросов он определял слабые стороны в знаниях и позиции своего оппонента, проявлял противоречия в его утверждениях. Великим учеником Сократа был Платон (428-347 гг. до н. э.) Платону было 28 лет, когда Сократа казнили. Смерть учителя стала своеобразным толчком для творчества Платона, породила новый взгляд на мир – платоновский идеализм.
Особенность платоновского идеализма заключалась в том, что он отрывал эти сущности, сверхчувствительные формы от самих вещей, провозглашал их объективное, независимое от человеческого сознания и от самих конкретных вещей, существование в отдельном, недоступном чувственному опыту мире. Наряду с видимым, изменчивым и бесконечно разнообразным миром, где все со исчезает, существует другой, сверхчувствительный мир. Первичным, по-настоящему существующим, реальным миром, по Платону, есть мир вечных и неизменных сущностей, мир «идей».
Платоном была основана Академия, которая привлекала к себе учеников со всех концов мира. Просуществовала Платоновская Академия 900 лет, пока в 529 году ее не закрыл император Юстиниан. В академии числился и большой ученик Платона – Аристотель (384-322 гг. до н. э.). Аристотель сосредоточивает свое внимание на эмпирическом мире вещей и явлений. Впоследствии он разочаровался в Платоновской системе и после смерти учителя покинул Академию. По легенде, он сказал при этом известные слова: «Платон мне друг, но истина дороже».
Аристотель сделал первую в европейской истории попытку обобщения и систематизации всех научных достижений своего времени, а также впервые в истории человеческой мысли создает классификацию наук. Он разделял науки на три большие группы:
Логика не выделяется отдельно, а считается необходимой составляющей всех наук. Она служит подготовкой и вводом (пропедевтикой) до всего круга исследований.
Аристотель определяет четыре вида причин:
Первые две причины - это форма и материя, именно они и вызывают все вещи. Материя и форма являются достаточными условиями для объяснения реальности, если ее рассматривать статично.