Классическая гносеология


Классическая гносеология

Понятие классической гносеологии

Определение 1

Гносеология представляет собой раздел философии, который занимается проблемами знания и познавательной деятельности человека.

Гносеология лежит в основе любой философской доктрины, определяя ее специфику и формируя свою онтологическую картину бытия.

Определение 2

Гносеологию часто отождествляют с эпистемологией, занимающейся исключительно проблемой знания в чистом виде, в то время как гносеология само себе шире, эпистемология - одна из ее частей. Ее также часто называют теорией познания, сам термин появляется только в 1832 году.

До этого у разных философов гносеология выступала под такими определениями, как критика разума, исследование познания, анализ ума и т.д. Развитие представлений о познавательной деятельности человека и знании исторически привело к формированию двух направлений - классической и неклассической гносеологии.

Различия между двумя подходами к теории познания лежат в следующих плоскостях:

  • отношение к традиции;
  • отношение к знанию и его характеристикам;
  • роль субъекта в познавательной деятельности;
  • роль научных знаний в складывании картины мира.

Критицизм и фундаментализм классической гносеологии

Замечание 1

Философия развивается под постепенным отказом от традиции, когда прежние знания кажутся индивиду навязанными извне, социумом. Поэтому развитие классической философии было связано с критикой предшествовавшей традиции, того, что могло предложить познающему субъекту общество и культура. Отсюда проистекает такая существенная черта, как критицизм.

Он представляет собой критику того, что привыкли считать знанием в обыденном здравом смысле, того знания, которое господствует сейчас в науке, философии и обществе.

Встает вопрос реальности и иллюзии, объективного знания и субъективного мнения. Уже Платон в своих трудах задавался вопросом, что есть знание. Он отвергал то, что «знают» все, поскольку это может быть общим заблуждением, соответствие между мнением и реальностью может быть чисто случайным. Платон утверждал. Что знание есть не просто соответствие содержания реальности, но и обоснование первого.

В раннее новое время происходит так называемый «эпистемологический поворот», которому предшествовало становление личности, главной чертой которого является индивидуализм и стремление к свободе и знаниям.

Одним из первых за критику предшествовавшей философии взялись Декарт и Бэкон. Они прежде всего критиковали схоластический подход к науке и философии, впрочем, как и саму науку и общество. В новое время многие философы использовали гносеологический критицизм для обоснования необходимости развития.

Так, Кант использует ее для обоснования невозможности традиционной онтологии, непроста вся его система философии носит название критической. Даже Эйнштейн использовал методы критической философии для создания теории относительности. Поппер использовал данный подход для того, чтобы показать ненаучность марксизма.

Замечание 2

Другой существенной чертой классической философии становится фундаментализм, поскольку знание должно иметь свою обоснованность. Необходимо найти нашим знаниям фундамент, который бы ни у кого не вызвал бы сомнений.

Поэтому поиск знания намного сложнее, чем просто установление причинно-следственных связей, а направлен на выяснение того, что есть норма. Отсюда еще один принцип - нормативизм. То есть следует проводить различие между тем, что есть у нас в качестве знания, а также тем, что там должно быть как соответствие норме.

Это приводит к спору между разными концепциями опыта и его роли в познавательной деятельности.

Их можно разделить на два направления:

  • эмпиризм - его представители считают, что только опыт является основой человеческого познания, только знание, полученное чувственным путем, является истинным;
  • рационализм - основой знания являются продукты мыслительной деятельности человека, то, что вписывается в систему «врожденных идей» (Декарт), в систему априорных категорий (Гегель).

Субъектоцентризм и наукоцентризм классической гносеологии

Классическая гносеология основывается на системе, в которой в качестве неоспоримого базиса имеется субъект познания. Декарт считал, что это есть единственный достоверный факт. Во всем остальном, даже в существовании внешнего мира, можно усомниться.

Возникает проблема достоверности знаний человека в его сознании окружающему его миру. Это одна из фундаментальных проблем, стоящих перед гносеологией и эпистемологией. Гельмгольц, решая ее, говорил об иероглифическом отношении ощущений к реальности, другие же философы и вовсе утверждали, что единственная реальность, которая есть, это реальность в сознании индивида.

Кат считал, что предметы, которые доступные ему для восприятия, не раскрывают себя в полной мере, и не доступны для познания в своей полноте. Они существуют независимо от субъекта, представляя «вещь в себе» и «вещь для меня».

Замечание 3

Становление классической гносеологии происходит одновременно с развитием европейской науки, в этом случае философия выступала как способ легитимации науки. Отсюда свойственные этому периоду представления о научном знании как о высшем типе знания, только научные знания являются истинными. На вопрос, что реально, а что, может ответить только классическая физика. Это повлияло на развитие и восприятие классической механики Ньютона.

Психологисты и антипсихологисты

Для классической гносеологии существенной чертой является разделение философов на психологистов и антипсихологистов, в основе данного разделения лежит отношение к феноменам сознания и их объяснению.

Психологисты считали, основываясь на эмпирическом опыте, что норма уже присутствует в сознании человека на основе имеющегося у него опыта.

Многие психологи, работающие в рамках данного подхода, были также философами, например, Д. Беркли, Д. Юм, Э. Мах и другие.

Антипсихологисты считали, что норма не может быть просто результатом работы индивидуального сознания. Нормы имеют общий, обязательный характер, они не могут быть получены просто методом обобщения, их источник лежит в другой области. Так, в рамках экзистенциального подхода такой источник скрывается в трансцендентном.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :