Западная философия характеризуется большим разнообразием школ, пользующихся всевозможными методами решения возникающих проблем. Сами обсуждаемые проблемы, в свою очередь, тоже достаточно разнообразны. Преобладающей проблемой западной философии является проблема познания человека.
Аналитическая философия - это философия, ориентированная на идеалы точности и логической строгости. Суть аналитической философии была выражена Л. Витгенштейном в его работе Tractatus Logico-Philosophicus такой фразой: "Цель философии - это логическое прояснение мыслей".
Аналитическая философия зародилась в начале ХХ в. Основоположниками ее считаются Б. Рассел и Дж.Э.Мур. Рассел вместе с А. Н. Уайтхедом сделал основным фундаментом философии математическую логику. Мур раскритиковал традиционную этику и идеалистическую метафизику.
Истинный вдохновитель аналитической философии - Л. Витгенштейн и его труды в виде "Логико-философского трактата".
Аналитическая философия - это философия языка. Традиционная аналитическая философия возникла и существовала по причине несовершенства языка, а точнее многозначности слов и выражений.
Задача аналитической философии - построить идеальный язык, который будет однозначным и устранит такие философские проблемы либо псевдопроблемы как онтологические, гносеологические, эстетические и т.д.
Аристотелизм - это некая система философского мышления, которая следует принципам учения Аристотеля, в особенности касающихся общественной этики и толкования человеческих благ. Этические проблемы ярко выражены в известном произведении Аристотеля “Никомахова этика”.
Книги Аристотеля переведены на арабский язык и считаются главной составляющей формирования ранней исламской философии. Философия Аристотеля состоит из двух элементов - практического и теоретического.
Практическая философия - это рассмотрение этики и политики.
Теоретическая философия - рассмотрение логики и физики.
Метафизика в понимании Аристотеля - это наука о субстанции, имеющая внутренние принципы покоя и движения. Душа для Аристотеля - это то, благодаря чему человек живет и чувствует. Также, душа рассматривалась двойственно. Как рациональная и иррациональная.
Мудрость для Аристотеля - это наука о первопричинах. Четыре главных раздела его философии - физика, этика, диалектика и метафизика.
Бог для него - это лучшая и неподвижная субстанция, далекая от чувственных вещей, не имеющая телесных количеств и частей.
Гегельянство - направление в философии, которое основано на учениях Гегеля. Возникло в Германии в XIX веке.
Гегельянство сразу же разделилось на две партии:
Правые гегельянцы опирались на консервативные позиции. Они трактовали учения Гегеля сквозь лютеранскую ортодоксию и воспринимали его учение как абсолютный идеализм. Бог по их версии - это абсолютный дух, последовательно раскрывающий себя в истории, а государственный порядок - это подлинное выражение высшей справедливости.
Левые гегельянцы основывали свои убеждения на диалектическом методе Гегеля. Они воспринимали Бога пантеистически и склонялись к откровенному материализму, так как именно в природе Бог конкретен. Они имели решительно радикальные политические взгляды и отличались вольнодумием в религии. Хоть и не отрицали личности Иисуса Христа, все же они отвергали все события, противоречащие законам природы.
Кантианство - направление философии, основанное на критической философии Иммануила Канта. Кантианство заключается в разнообразии философских учений, которые выражаются в стремлении Канта исследовать природу и человеческое познание чтобы поднять философию на уровень науки.
Каждое кантиканское течение сосредотачивалось на собственном отборе и прочтении идей Канта. В 1790-х гг. в Германии появились семи-кантианцы, которые пересматривали элементы системы философа, что они посчитали неадекватными и даже ошибочными. Следующим этапом стала эпоха посткантианских идеалистов. С 1860 г. значительно стал возрастать интерес к Канту и его философии.
Философия диалектического материализма зародилась благодаря К. Марксу и Ф. Энгельсу. Именно поэтому теорию диалектического материализма часто называют марксистской философией. Возникла она в Германии в середине XIX века.
Причинами возникновения марксистской философии стали:
Главными особенности марксистской философии являются:
Важный вклад К. Маркса в философию - это создание теории прибавочной стоимости, а также открытие теории материалистического понимания истории.
Общество, по Марксу, развивается естественным путем. Общество, которым управляет товарное производство, порождает насилие и эксплуатацию. Для уничтожения эксплуатации требуется пролетарская революция и переход от капитализма к коммунизму.
По Марксу, коммунизм - это общественный строй, который основан на том, что орудия и средства производства - это собственность общества, а мерило свободы человека - это его свободное время.
Философия жизни сформировалась в XIX в. Главные ее представители - Ф. Ницше, О. Шпенглер, А. Бергсон. Их взгляды весьма различаются, но роднит их то, что все существующее рассматривалось ими как форма проявления жизни, которая не тождественна духу и материи и может быть постигнута только интуитивно.
Одно из основных течений философии жизни - это ницшеанство. Ницшеанство - это биологическое направление философии жизни, основанное на философских взглядах Ф. Ницше, которые он изложил в своих произведениях («Так говорил Заратустра», «По ту сторону добра и зла», «Воля к власти» и др.).
Мир для Ницше - это хаотическая стихия жизни. Этому понятию философ не дает строгих определений. Жизнь у него - специфическая воля к аккумуляции силы, но в тот же момент она стремится к максимальному чувству власти. Мир - это стихия, следовательно, он не развивается. Человек не прогрессирует как биологический вид.
Единственный закон жизни - это воля, которая для Ницше весьма многозначна. Она и движущая сила становления; она и сущее в его динамичности; она и «воля к власти» и к экспансии.
По Ницше, человеческая «воля к власти» равняется «воле к жизни». Здесь подразумевается инстинкт самосохранения и борьба за свое существование, которая вырабатывает более сложные формы приспособления человека к окружающему миру.
Человек всего лишь тело, где интеллект - это внешний слой, который необходим для сохранения инстинктов, требующихся для выживания.
Истина для Ницше - это всего лишь полезное заблуждение. В свою очередь, такие понятия как причина, последовательность, относительность, закон, цель и прочее - это всего лишь субъективные фикции, и относить их стоит к миру мифологии.