Средневековая западная философия


Средневековая западная философия

Определение 1

Средневековая философия - это философское направление, существовавшее в Европе ( V − ХVI вв.), которое выдвигало идею Бога как высшего начала, а всю природу и человечество − в качестве его творений.

Известные и яркие представители средневековой философии - это Август Блаженный, Боэций (480−524), Фома Аквинский, Ансельм Кентерберийский, Уильям Оккам.

Особенности философии Средневековья

О средних веках вспоминают как о темных и мрачных. Отношение к культуре средневековья разнообразно: от признания ее грубости и бесчеловечности до восхваления и преклонения перед ее религиозно-мистическими порывами.

Замечание 1

Верно ли то, что средневековье было сплошным адом, в котором человечество просуществовало тысячу лет и из которого его извлек Ренессанс? Академик Н. И. Конрад отвечал на этот вопрос так: "Думать так − значит недооценивать возможности человека. Готическая архитектура, рыцарские романы, жизнерадостные фарсы народа, восхитительные зрелища − мистерии. Средневековье − одна из великих эпох в истории человечества".

Средневековая философия породила спор между духом и материей. Этот факт, в свою очередь, повлек за собой возникновение спора между реалистами и номиналистами. Спор был направлен на трактовку природы общих понятий (являются ли общие понятия вторичными, то есть связанным с деятельностью мышления, или же представляют собой первичное и существуют самостоятельно).

Границы между эпохой античности и средневековья весьма размыты. Так как средневековая философия сформировалась раньше, чем завершилась античная.

Особенности мышления средневековой философии:

  1. Средневековое мировоззрение теоцентрично. Реальность для христианства является не природа и космос, как в философии античности, а Бог. Именно он является главной личностью, которая существует над всем миром.
  2. Мышление философии средневековья тесно связано с религией. Церковная догма - это исходный пункт и основа философского мышления. Сущность философской мысли приобрела религиозную форму.
  3. Убежденность в реальном существовании Бога заставляет смотреть на мир, человеческие цели, ценности и смысл истории под новым углом зрения. Основой средневекового мировоззрение является идея творения или креационизм - учение о сотворении мира Богом из ничего. Христианство приносит в философию идею линейности истории, так как теперь она осознанно движется к Судному Дню. История трактуется как проявление Божьей воли, как осуществляемый божественный план спасения человечества (провиденциализм). Христианство в философии стремится к осмыслению внутренних личностных механизмов − совесть, религиозные взгляды, самосознание. Жизнь человека ориентирована на спасение души и это является новой ценностью, проповедуемой христианством.
  4. Мышление философии средних веков ретроспективно, обращено в прошлое, то есть чем древнее, тем подлиннее, а чем подлиннее, тем истиннее.
  5. Традиционализм - важная черта философского мышления средневековья. Для философов той эпохи любые формы новаторства понимались как признак гордыни, поэтому они должны были максимально исключать субъективность и придерживаться устоявшегося образца, канона. Ценилась не оригинальность мысли, а преданность традициям и эрудиция.
  6. Философия средневековья полагалась на авторитеты. Таким авторитетным источником была Библия.
  7. Философия средних веков − комментаторская философия. Большая часть средневековых сочинений изложена в форме комментария. Главным образом к Священному Писанию.
  8. Особенность философствования средних веков - экзегетический характер. Экзегеза - толкование. То есть главным исходным пунктом разрабатывания теории для средневекового мыслителя становится текст Священного Писания. Только он источник истины и конечная объяснительная инстанция. Философ не задается целью анализа и критики текста, а направлен только на его истолкование. Текст, который освящен традицией, правит мыслью философа. Философию средних веков можно назвать философией текста.
  9. Философия средневековья стремится к безличности. Ведь многие произведения этой эпохи, дошедшие до нас, анонимны. Средневековый философ говорит не от собственного имени, а от имени "христианской философии".
  10. Мышление средневековья характеризует учительство и назидательность. Практически все мыслители той эпохи либо проповедовали, либо преподавали в богословских школах. Отсюда и назидательный и учительский характер философских учений.

Философия средних веков выделяет:

  • бытие − экзистенцию;
  • сущность − эссенцию.

Экзистенция (бытие) показывает, существует или не существует вещь вообще. Эссенция (сущность) непосредственно характеризует вещь. Согласно христианской философии, сущность существования. Чтобы стать бытием, сущность должна быть создана Богом.

Этапы развития средневековой философии

Мысль философии средневековья развивалась на протяжении трех этапов: патристики, схоластики и мистики.

Патристика (от латинского pater − отец) −произведения отцов церкви. Изначально "отцом церкви" считался духовный наставник, обладающий учительским авторитетом. С точки зрения отцов церкви философия едина с теологией, вера превыше разума, а истина −это истина Откровения. По роли в обществе патристику разделяют на апологетическую и систематическую. По языковому критерию − на греческую и латинскую. Основной вопрос патристики - проблема соотношения вера - знания, религия - философия. Известно, что знание − это принятие чего-либо при обосновании и доказательстве, тогда как вера − это принятие чего-либо без всяких обоснований и доказательств. В свою очередь, религия опирается на веру, а философия − на знание.

Замечание 2

Средние века − это эпоха полного господства в Европе христианства. Проблема заключалась только в вероятности применения философского знания к религии. О приоритете философии тогда речи быть не могло.

Схоластика − религиозная философия, принципиально подчиненная примату теологии, соединена догматическими предпосылками с рационалистической методикой и проявляющая особый интерес к формально-логической проблематике. Крупнейший представитель - Фома Аквинский. Схоластику можно объяснить спором Фомы Аквинского и Альберта Великого на тему "Есть ли глаза у крота"? Спор длился несколько часов, но оставался безрезультатным. Но когда садовник, случайно подслушавший этот ученый диспут, предложил принести живого крота, мыслители напрочь отказались, заявив, что спорят они в принципе и пытаются доказать есть ли у принципиального крота принципиальные глаза. То есть схоластика понимается как формальное знание, оторванное от практики.

Мистика − философия, которая осмысливает религиозную практику единения человека с Богом и погружает созерцающего духа в океан божественного света. В мистике преобладает именно созерцательный аспект. Все мистические учения иррациональны, интуитивны, намеренно парадоксальны. Они выражают себя не на языке понятий, а на языке символов. Яркий представитель мистики - немецкий мыслитель Мейстер Экхарт.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :