Средневековая философия - это философское направление, существовавшее в Европе ( V − ХVI вв.), которое выдвигало идею Бога как высшего начала, а всю природу и человечество − в качестве его творений.
Известные и яркие представители средневековой философии - это Август Блаженный, Боэций (480−524), Фома Аквинский, Ансельм Кентерберийский, Уильям Оккам.
О средних веках вспоминают как о темных и мрачных. Отношение к культуре средневековья разнообразно: от признания ее грубости и бесчеловечности до восхваления и преклонения перед ее религиозно-мистическими порывами.
Верно ли то, что средневековье было сплошным адом, в котором человечество просуществовало тысячу лет и из которого его извлек Ренессанс? Академик Н. И. Конрад отвечал на этот вопрос так: "Думать так − значит недооценивать возможности человека. Готическая архитектура, рыцарские романы, жизнерадостные фарсы народа, восхитительные зрелища − мистерии. Средневековье − одна из великих эпох в истории человечества".
Средневековая философия породила спор между духом и материей. Этот факт, в свою очередь, повлек за собой возникновение спора между реалистами и номиналистами. Спор был направлен на трактовку природы общих понятий (являются ли общие понятия вторичными, то есть связанным с деятельностью мышления, или же представляют собой первичное и существуют самостоятельно).
Границы между эпохой античности и средневековья весьма размыты. Так как средневековая философия сформировалась раньше, чем завершилась античная.
Особенности мышления средневековой философии:
Философия средних веков выделяет:
Экзистенция (бытие) показывает, существует или не существует вещь вообще. Эссенция (сущность) непосредственно характеризует вещь. Согласно христианской философии, сущность существования. Чтобы стать бытием, сущность должна быть создана Богом.
Мысль философии средневековья развивалась на протяжении трех этапов: патристики, схоластики и мистики.
Патристика (от латинского pater − отец) −произведения отцов церкви. Изначально "отцом церкви" считался духовный наставник, обладающий учительским авторитетом. С точки зрения отцов церкви философия едина с теологией, вера превыше разума, а истина −это истина Откровения. По роли в обществе патристику разделяют на апологетическую и систематическую. По языковому критерию − на греческую и латинскую. Основной вопрос патристики - проблема соотношения вера - знания, религия - философия. Известно, что знание − это принятие чего-либо при обосновании и доказательстве, тогда как вера − это принятие чего-либо без всяких обоснований и доказательств. В свою очередь, религия опирается на веру, а философия − на знание.
Средние века − это эпоха полного господства в Европе христианства. Проблема заключалась только в вероятности применения философского знания к религии. О приоритете философии тогда речи быть не могло.
Схоластика − религиозная философия, принципиально подчиненная примату теологии, соединена догматическими предпосылками с рационалистической методикой и проявляющая особый интерес к формально-логической проблематике. Крупнейший представитель - Фома Аквинский. Схоластику можно объяснить спором Фомы Аквинского и Альберта Великого на тему "Есть ли глаза у крота"? Спор длился несколько часов, но оставался безрезультатным. Но когда садовник, случайно подслушавший этот ученый диспут, предложил принести живого крота, мыслители напрочь отказались, заявив, что спорят они в принципе и пытаются доказать есть ли у принципиального крота принципиальные глаза. То есть схоластика понимается как формальное знание, оторванное от практики.
Мистика − философия, которая осмысливает религиозную практику единения человека с Богом и погружает созерцающего духа в океан божественного света. В мистике преобладает именно созерцательный аспект. Все мистические учения иррациональны, интуитивны, намеренно парадоксальны. Они выражают себя не на языке понятий, а на языке символов. Яркий представитель мистики - немецкий мыслитель Мейстер Экхарт.