Сам термин “западная философия” был введен сравнительно недавно для определения философского мышления западной культуры, начиная с древнегреческой философии, которая со временем охватила крупные территории Земли.
В современной трактовке западная философия относится к двум основным течениям современной философии: аналитическая и континентальная.
Современная западная философия - это весьма сложный социокультурный феномен, сочетающий в себе развитие большого количества школ, направлений и концепций, которые говорят о противоречивом философском сознании эпохи конца XIX – XX в.
Период развития европейской философии можно разделить на две эпохи: классика (развитие философии со времен античности до середины XIX в.) и постклассика (развитие философии с середины XIX в. по сей день).
Основные черты классической философии - это направление на метафизическую проблематику, объективизм, субстанциализм, признание значимости бытия и мышления.
В свою очередь, постклассическая философия критически оценивает позиции претензии разума, расширяет интерес к человеку в мире, нацеливается на стремление к анализу различных типов языковой реальности.
Постклассическая философия выделяет несколько типов философствования:
Иррационализм возникает во второй половине XIX в. как новое философское направление. Его фундаментальные основы заложены в творчестве С. Кьеркегора, А. Шопенгауэра, Ф. Ницше. Позже их идеи будут достаточно востребованы в различных направлениях философии XX в.
Главные черты западной философии - это антропоцентризм и рационализм.
Принцип антропоцентризма заключается во взглядах, согласно которым человек считается центром вселенной и единой целью совершающихся в мире событий. Примером антропоцентризма в западной философии являются такие модели: человек - это образ Бога, царь природы; история человечества - это история всей Вселенной.
Принцип рационализма основывается на вере в разумное устройство мироздания; вере в человеческий разум и силу научного познания. Примером рационализма в западной философии является доктрина католицизма, которая разрешает поиск доказательств существования Бога, что, в сущности, противоречит принципу веры.
Рационализм есть культ разума. Развитие этой культуры привело к достижениям западной цивилизации в науке, праве и рыночной экономике.
Античная философия (VI в.до н.э.–Vв. н. э.). Эпоха античности начинает свое развитие с Фалеса Милетского, утверждавшего, что все знания следует сводить к единой основе. Античная философия не разграничивает материальное и идеальное. Они дополняют друг друга.
Отличительная черта философии античности - космоцентризм.Центральный ее элемент - учение о совершенстве Космоса (от греческого “вселенная”), существующего по естественным законам.
Типичные представления. Логос - закон и порядок, ум и душа Космоса. Душа человеческая – часть души мировой (Логоса). Душа человека соединяется с Логосом, когда он умирает. Согласно Платону, душа человека живет на звездах. Космос - это абсолютное совершенство и гармония, поэтому цель жизни человека – жить согласно Логосу, в гармонии с миром и собой.
Наиболее выдающиеся мыслители - Демокрит, Платон, Аристотель.
Философия средневековья (II-XIV вв.). Ведущей формой мировоззрения являлась религия. Религия и философия соотносились как божественный и человеческий (ограниченный) разум.
Отличительная черта средневековой философии - теизм, который рассматривает мир как творение Бога, постоянно управляющего им. Идеология средневековой философии диктуется религией, которую поддерживает государство.
Библия - единственный источник истин. В это же время зарождался и материализм в виде номинализма, который служил противовесом религиозным принципам о приоритете духовного над материальным.
Мировоззрение средневековья схематично. Мир разделен на вечный (духовный) и временный (материальный). Смысл жизни заключается в спасении души. Мыслители Средневековья: Августин Блаженный, Фома Аквинский.
Эпоха Возрождения ( XV-XVI вв.). Эпоха освобождения от основательного господства церкви (секуляризация). Идея эпохи: человек свободен и равен с Богом. Сущность философии Возрождения – пантеизм (отождествление Бога и природы) и гуманизм.
Мировоззрение философии: Бог и человек едины, так как природа - Бог, а человек – ее творение. Гармоничное единение духовного и природного в человеке, а не их противопоставление. Смысл жизни - совершенствование человеком себя как личности.
Выдающиеся мыслители философии эпохи Возрождения: Николай Кузанский, Николай Коперник, Джордано Бруно.
Философия Нового времени (XVII-XVIII вв.). Эта эпоха знаменуется торжеством научного мировоззрения над религиозным. Характерная черта философии Нового времени - деизм (принцип, в котором Бог - это причина мира, но он не вмешивается в его существование).
Типичные представления эпохи. Природа - механическая система и подчинена она естественным законам. Познание природы – это познание замысла божьего.
Девиз эпохи: «Знание – сила». Джон Локк разработал основы теории демократического государства, которая заключается в принципе разделения властей и идее прав человека.
Известные представители философии Нового времени: Фрэнсис Бэкон, Рене Декарт, Джон Локк, Бенедикт Спиноза.
Классическая немецкая философия ( 2 половина XVIII-1 половина XIX вв). Здесь происходит окончательное деление философских воззрений на материализм и идеализм, полный отказ от механистического мировоззрения, развитие гносеологии и диалектики.
Представители немецкой классической философии: Иммануил Кант, Георг Гегель.
Постклассическая философия (2 половина XIX-XX вв.). Эпоха разочарования в классической философии, и ее характером, оторванным от действительности. Достижения классической философии уточняются (рациональные системы), либо отвергаются (иррациональные).
Главными чертами неклассической философии становятся скептицизм, плюрализм, склонность к мистике и религии. Философы нацелены уже не на познание мира, а на конструирование собственного представления о нем.
Важные философы-иррационалисты: Фидрих Ницше, Зигмунд Фрейд.