Философские идеи конца XIX – начала XX века способствуют развитию нового периода философии, который опирается на отход от классических рациональных взглядов, присущих прежнему времени. Новая философия обращается непосредственно к проблемам человека.
Современную западную философию необходимо отличать от классической западной философии. Классический период задавался целью познания природы и человечества для их дальнейшего разумного преобразования. Акцент, прежде всего, делался на доступность этих познаний и возможность постижения истины для любого человека. Но политические события мирового масштаба, таких как французские революции, войны 1812 и 1914 годов показали, что классическая философия, ее идеалы и идеи ошибочны и далеки от реальности.
Переходным этапом от классической философии, представителями которой являтся Гегель и Маркс, к современной стали учения Артура Шопенгауэра, Серена Кьеркегора и Фридриха Ницше (основатель философии жизни).
Их труды говорили о том, что познание истины доступны не каждому, а мир - это не единая рациональная система. Основываясь на этих идеях, сформировались главные тенденции мышления современной западной философии, основными из которых являются сциентизм и антропологизм.
Вместе с этим, появился определенный ряд отличительных особенностей, характеризующих современную западную философию:
За научную линию познания человека в философии отвечает сциентистское или рационалистическое направление, которое включает в себя такие учения, как структурализм, герменевтика и неопозитивизм.
Структурализм и его философия (К. Леви-Стросс, М. Фуко) заключается в выявлении структуры в составе целого, которая сохраняет устойчивость всех элементов. Сам поиск таких структур осуществляется в литературе, искусстве, языке, мифологии. Структурализм основывается на идее существования единства всего сущего, а структуралисты опираются на выявление бинарных оппозиций (например, добро-зло), которые лежат в основе структур глубинного человеческого разума, а также пытаются обозначить универсальную структуру человеческого бытия.
Герменевтика - это истолкование литературных текстов, основанное на идее их интерпретации и понимания. Немецкий философ Ф. Шлейермахер преподносил герменевтику как искусство понимания чужой индивидуальности. Однако, представители современной герменевтики определяют ее не только как метод гуманитарных наук, но и как способ толкования культурно-исторических событий и человеческого бытия.
Неопозитивизм основан на идеях позитивизма, основатель которого - Огюст Конт. Данное философское учение утверждает, что источниками настоящего, положительного знания могут быть только отдельные конкретные науки, тогда как философия не может претендовать на самостоятельное исследование реальности. Идеи представителей неопозитивизма в лице Р. Карнапа, Б. Рассела, заключаются в том, что наука основывается на фиксации фактов в рамках условно принятой системы языка.
Охарактеризовать современную западную философию можно следующими чертами:
Однако не стоит характеризовать современную западную философию как эпоху противоречий, лишенных разумности и логики.
Период перехода внимания с всеобщего, вечного в бытии человека на что-то конкретное, изменчивое, основательно преображает философские задачи. В философии возникают «специализации» (философия человека, философия науки).
Западная философия, несмотря на свое разнообразие взглядов, может выделить два главных течения: это позитивистские школы, главная проблема которых - различие научной теории от ненаучной идеи «мифов» ХХ века, развитие научных знаний. К ним относятся такие течения как неопозитивизм, постпозитивизм и вся аналитическая философия.
Второе течение - гуманитарно-антропологическое, и его проблема телесной и духовной целостности человека, поиска смысла жизни, определения места человека мире, идеи познания свободы. К такому течению относятся такие ответвления как экзистенциализм, психоаналитическая философия, прагматизм, персонализм и т.д.
Эти главные течения отразили важное противопоставление современности: сциентизм – антисциентизм.
Суть сциентизма сводится к убеждению в том, что только наука способна разрешить все проблемы человечества.
Суть антисциентизма заключается в убеждении об ограниченной роли науки в жизни человека и придает большее значение традициям, искусству, мифу, религии и т.д.
Однако, несмотря на противоположное толкование предмета философии, эти два философских значения в одном единодушны - оба обращают особое внимание на человеческое сознание, психику, общение и язык.
Обобщая, можно сказать, что западная философия XIX-XX вв. выражается в большом многообразии различных школ, идей, концепций и проблем, которые довольно часто противостоят друг другу.
Самыми влиятельными и распространенными течениями философии считаются позитивизм, экзистенциализм, «философия жизни», фрейдизм и неофрейдизм.