Неклассическая западная философия


Неклассическая западная философия

Процесс формирования неклассической философии

Конец 19 века характеризуется изменениями традиционных ценностей классических направлений немецкой (общеевропейской) философии. Развитие науки, социального предмета и формирование науки социологии сформулировали новые моральные ценности.

Развитие психологической науки и понимания разума человека, в свою очередь, определили факт того, что поведение человека - это явление, которое не поддается причинопозновательному анализу.

Сфера неосознанного открывается шире прежних рамок, а сознание человека понимается больше и глубже, нежели просто область разума. Однако, ни сознание, ни разум не способны представлять действительную оценку происходящей реальности, потому и изменения критериев анализа оправданы .

На место морали самоограничения, ущербности и неподвижности приходит новая этика, понимание собственной индивидуальной свободы, абсолютной самореализации за счет собственного осознания своего “Я”. Таким образом, происходило определение первых предпосылок для дальнейшего базового формирования неклассической философии.

Традиционные мыслители и предводители европейской классической философии, в особенности: Кант, Фихте, Шеллинг и Гегель, внесли важнейший вклад в развитие предмета философии по всему миру, который объяснял некоторые актуальные вопросы проблематики человека и общества.

Однако, с идеалистической точки зрения объяснением представления окружающего мира классиками европейской философии понимались не всеми. Возможно, это была одна из причин формирования неклассическая философии, оформившейшись во второй половине 19 века. Нетрадиционная философия критиковала традиционную в том, что философы ее направления используют устаревшие методы и подходы объяснения морали и сущности вещей.

Замечание 1

Представители неклассической философии объясняли мир с точки зрения идеализма, но не прежнего понятия идеализма, а нового, которого они стремились найти в рамках новых подходов понимания.

Неклассическая философия опровергает логику, как природную связь, а также восприятие окружающего мира как системы, тем самым критикуя доктрины Гегеля. К неклассическим направлениям философии относят «философию жизни» в различных ее проявлениях (это направление представлено творчеством Шопенгауэра, Ницше, Дильтея), экзистенциализм, персонализм и постмодернизм.

Философия жизни, в отличии от классической философии, утверждает о сомнительности общего хода истории, относительности действительности, иррациональности истории и самой души человека. Выводится идея изучения жизни индивидуального человека и важности анализа данного процесса для науки философии.

Основные течения неклассической философии

Замечание 2

“Философия жизни”, как одно из направлений нетрадиционных представлений философствования характеризуется естественностью силы, несостоятельностью механического подхода и односторонней силы влияния.

В середине 19 века активно развиваются эволюционные понимания устройства жизни. Именно в данный период формируется иррационализм, который уже к концу 19 века заключается как определение в отдельную школу – “Философию жизни”.

Шопенгауэр, Ницше, Дильтей, Бергсон сходились в том, что в начале развития мира и человека лежат не в рациональном основании, а в иррациональной реальности жизни, как творческой своеобразной эволюции, цикле ограниченного потока, в котором неразделимы материя и сознание, логическое и интуитивное.

Данный целостный поток жизни необъясним в рамках рационализма, позитивизма, механицизма, т.к. понимание и жизнь не тождественны. По этой причине неклассическая философия, в частности философия жизни, не пытается рационализировать или как то объяснить первопричину бытия, а принимает существующее за действительность.

Таким образом, значение мысли, существования теряют значение.

Определение 1

По определению неклассических мыслителей жизнь – это процессы, свободные стихийные и инстинктивные акты творчества, характеризующиеся не научно объясняемой протяженностью, а длительностью, которая не поддается математическому анализу.

Поэтому жизнь понимается как суть бытия, что является онтологией философии.

Определение 2

Гносеология - видное явление неклассической западной философии, определяется замещением логики и знаний рационализма чувствованием жизни, ее переживанием и пониманием.

Главное в жизни – не материя, а дух, выражающий истинное изменение сложности мира. Музыка, искусство и поэзия занимают значимое положение в жизни и, иногда являются единственным адекватным понимания мира.

Немецкий философ, популярный мыслитель 19 века Ф. Ницше утверждал, что основание мира, основание воли человека и его желаний есть непосредственная воля разума к власти. По его определениям, описанные им в его трудах - все ресурсы жизни, все мотивации и стимулы жизненного процесса формируются от источника власти. Познание истины и действительности есть не понимание мира и своего “Я” (как это утверждали ранее), а инструмент власти.

Другой видный философ неклассической философии Дильтей, понимает жизнь как своеобразный поток культурных, исторических и характерных переживаний человека, которые подчеркивают сложность, многозначность, противоречивость и разнообразность жизненного процесса.

Бергсон в своих трудах пишет, что жизнь не является непрерывным творческим процессом, а является бесконечным развитием непонятной разуму космической силы, тем самым формулируя жизнь в определении “творчество ради творчества”.

Философия экзистенциализма и фрейдизма

Определение 3

Экзистенциализм - идея экзистенциального мышления, которая, в отличии от научного понимания, исходит из теоретических основ, что связаны с внутренним духовным миром, жизнью личности и ее персональными переживаниями.

Таким образом, учение экзистенциализма характеризуется рядом законов и принципов, которые являются его основой:

  • объективное понимание безразлично к субъекту и его действительности;
  • экзистенциальный мыслитель заинтересован в собственном понимании, в котором он и существует;
  • экзистенциальный мыслитель не относится к реальности, как к объективному;
  • жизненный процесс человека сопровождается противоречиями и неустойчивостью;
  • разум не способен понять глубину жизни.
Замечание 3

По экзистенциализму, цель предмета философии – исследовать не проблемы науки, а проблемы человека, его сущности и бытия. Человек помимо его воли заброшен в неизведанный ему мир, а его жизнь окружена непонятными для него таинственными знаками, она иррациональна, в ней доминируют страдание и страх, мир тем более страшен, чем он постижим, а люди под маской доброты действуют против друг друга.

В понимании экзистенциалистов наилучший способ постижения тайны миры - интуиция.

Свобода - это состояние, которое не подразумевает какую либо закономерность, подчинение, не является свободой деятельности, а является свободой отношения к внешнему миру, превращаясь в мучительную необходимость.

Фрейдизм - распространенное неклассическое направление философии, которое находит особенно широкое применение в зарубежной, в частности в американской психологии, психологической науке как реакционное идеалистическое течение, сформулированное венским психиатром - Зигмундом Фрейдом.

Фрейдизм подразумевает, что сознание подчинено подсознанию, содержанием которого является «либидо», т. е. половое влечение. Сознание возникает из конфликта между «либидо» и «социальной средой». Данный конфликт начинается в раннем детстве, фаталистически предопределяет судьбу человека, приводя его обычно к неврозу или душевному заболеванию.

В целом, учение фрейдизма рассматривает «либидо» как основной и единственный «закон» психики человека и всей его деятельности, противопоставляя ему все существующие законы материальной жизни человека. Тем не менее, научная же психология полностью отрицает существование фрейдовского «подсознания», рассматривая сознание как свойство материи, мозга.

Научная психология высмеивает утверждения о том, что половое влечение возникает в раннем детстве, и отрицает тотальную предопределенность судьбы человека вследствие этого или какого бы то ни было другого фактора.

Таким образом, реакционность фрейдизма полностью открывается в его смехотворных попытках «объяснения» общественных, социальных и политических явлений, начиная от обрядов и мифов первобытных обществ и заканчивая современными войнами и революциями.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :