Идеалистическая философия в Европе характеризовалась двумя направляющими философских размышлений: философия жизни и иррационализм. Оба понятия и их характеристика наиболее подробно рассматривались Шопенгауэром, Ницше, Дильтелем.
Иррационализм полностью отвергает присутствие логических связей в природе, в восприятии окружающего человека мира как целостной и сформированной системы. Таким образом, самое учение уже критикует поставленные диалекты Гегелем, как и самую идею его развития.
Суть движения иррационализма заключается в том, что окружающий мир - разрозненный хаос, не имеющий целостности, внутренних закономерностей, законов прогресса, которые представляют из себя систему, не контролирующую разум и подчиняющуюся другим движущим силам, в том числе аффекты воли личности.
Философия С.Кьеркегора, играющая особую роль среди большинства философских заключений и концепций 19-20 веков, также выступает против сформулированной Гегелем системы рационализма, которая доминировали в 19 веке. Таким образом, иррационалистическая философия являла собой бунт и не согласие с принятыми до этого формулировками видными просветителями и мыслителями эпохи.
Высокая популярность (востребованность) кьеркеговских идей 19 века обуславливается с одной стороны очень короткой жизнью Кьеркегора, а с другой - замкнутым характером, который влечет за собой одиночество, изоляцию, затворничество, что не позволило мыслителю стать популярным в своей эпохе и чьи размышления не были развитыми. Тем не менее, с момента смерти философа многие высказанные им положения были пересмотрены и перенаправлены в новую форму мысли.
Таким образом, позже о Кьеркегоре выскажут ряд известных философов, о "духе Кьеркегора" который был особенен и неповторим. На философию Кьеркегора, как на Эпикура и Ницше, огромное влияние оказали физиологические отклонения от нормы - болезни, сопровождавшие его с момента рождения до конца жизни.
Ценность Кьеркегора заключается в радикальной критике философского рационализма, которого он не хотел принимать и которому он противопоставлял не столько систему, но и целостность идей веры. Таким образом, Кьеркегор формирует идею веры, как прямую противоположность рационалистической традиции, хотя и не становится противником возможностей ума и не умиляет познавательных склонностей человеческого разума.
Кьеркегор и Кант, ограничивают возможности разума только со стороны рассматривания счастливой, собственной жизни человека. Разум занимает важнейшее место в жизни человека, однако не разум есть истинное достояние человечество, так как он не способен объяснить даже единичное божественное чудо, не способен объяснить все богатство, уникальность и неповторимость жизни каждого.
Таким образом, разум рассматривает поверхности, и не способен проникнуть вглубь жизненного процесса, познать все несуществующие ее грани и духовности.
Кьеркегор ярко и однозначно уже в первой половине 19 века выступает против обобщения объективных формирований человеческой сущности. Человечество, в отличие от животного мира, не родовая, а экзистирующая группа существ.
Родовые признаки человека - непосредственно его разум, который является вторичным, потому как человек создан по образу и подобию Бога.
Видным представителем философского направления иррационализма является Артур Шопенгауэр (1788 — 1860). В своих работах он зачастую выступает против всяческой диалектики и историзма предшественника Гегеля, он призывал общественность к возвращению к идеям Кьеркегора, считая философию волюнтаризм универсальным принципом всех предметов философии, где движущей силой всего определения всего в мире - есть воля человека.
В своей работе "Мир как воля и представление" мыслитель определяет логический закон достаточного основания. Согласно данному принципу, натуральная философия должна отходить не от объекта, как было принято материалистами, и не от субъекта, как это делали идеалисты, а только из представлений, которыми являются факты сознания.
В свою очередь, именно представления, а не объективная реальность и не определяющий субъект, делятся на объекты и субъекты. Таким образом, данная основа лежит в представления закона достаточного основания, который также делится на четыре основных закона:
Таким образом, внешний мир (представление объекта) характеризуется бытием, причинностью, логическим основанием и мотивацией. Представление же субъекта не имеет такого сложного устройства. Сознание человека осуществляется через познавательно-мыслительный процесс, представленный субъектами следующими путями:
Центральное понятие философии Шопенгауэра - воля. Воля, по мнению философа - это абсолютное начало, корень всего бытия, идеальная мощная сила, способная определить все сущее и несущее и повлиять на него.
Для понимания философии и ее определений, Шопенгауэр использует данные заключения позиции волюнтаризма:
Таким образом, помимо проблем воли Шопенгауэр рассматривает и иные насущные философские проблемы, проблемы человеческой судьбы, проблемы свободы, проблемы необходимости, проблемы возможностей человека и проблемы счастья.
В целом, взгляд философа на данные проблемы носит пессимистический характер. Несмотря на то, что в основу человека и его сознания Шопенгауэр заложил волю, он не верит в возможность личности господствовать не только над природой, но и над собственной судьбой.
Философия Шопенгауэра, в том числе его учения о четверояком законе достаточного основания, волюнтаризм, пессимизм и ряд других его догм, не были поняты и не принимались многими из его современников, а сами работы не были популярны. Тем не менее, общая философия мыслителя сыграла огромную роль в развитии неклассической идеалистической философии (иррационализма, символизма, "философии жизни") и позитивизма не только в Европе, но и по всему миру.
Одним из подражателей философских традиций Шопенгауэра был Фридрих Ницше (1844 - 1900). Ницше является основоположником относительно близкой иррационализму "философии жизни".
Ключевым заключением философии Ницше есть понятие жизни, рассматривающее саму жизнь человека как целостный мир, что познает понимаемый субъект, единственную истинную действительность, которая существует относительно индивидуально каждого человека.
Цель философии по определению Ницше - помогать личности максимально реализовываться в этой жизни и приспосабливаться к сложившемуся окружающему его миру, отрицая отчуждение и самоотречение личности, которые базируются в христианской философии.
В основе всего жизненного процесса и всей жизни лежит воля, которую философ определил в несколько видов: воля к самой жизни; воля внутреннего стержня личности; воля к власти и бессознательная воля.
Воле к власти Ницше уделял особое внимание и делал акцент именно на этом аспекте, считая что каждый человек так или иначе стремится к получению властных могуществ.
Философия Ницше (особенно ее первые идеи высшей ценности для человека жизни, "воля к жизни", "воля к власти") была предшественницей ряда современных западных философских учений, в фундаменте которых лежит проблематика человека и его жизни, что выражается прагматизмом, феноменологией, экзистенциализмом и др.