Западная философия 19 века


Западная философия 19 века

Формирование европейской философии 19 века

В философствовании 19 века основополагающие идеи немецкой традиционной философии подвергались резкой критике, в том числе со стороны известных мыслителей своей эпохи - К. Маркса и Ф. Энгельса. Идеи материалиста Фейербаха были совместно развиты с философом Марксом и Энгельсом в 40-е годы 19 века в Германии.

С 1844 по 1848 гᴦ. марксизм формулируется как специфическая ранняя ступень гуманизма, которая рассматривает проблему отчуждения трудовой деятельности, того состояния, когда труд становится внешной средой, насильно господствующей над инидвидуумом. К. Маркс выделял 4 основных формы трудового отчуждения: отчуждение от предметов трудового процесса; отчуждение от самого процесса труда; отчуждение от социальных элементов в данном процессе труда (людей); отчуждение от окружающей рабочей среды (условий трудового процесса).

Таким образом, на конец 40-х годов 19 века оба мыслителя (Маркс и Энгельс) закончили свои работы “Святое семейство” и “Немецкая идеология”, которые разработали концепцию нового материального понимания исторических событий.

Фундаментом предмета истории и общества является экономика, т.к. общественное производство выступает субъектом реализации непосредственных свободных производственных отношений, которые соответствуют определенному уровню развития производственных структур.

Комплекс данных отношений определяется экономической конъюнктурой, тем самым формируя базис, на котором реализовывается политическая, юридическая, экономическая и духовная составляющая философии.

Общество на определенном этапе своего развития может являться как общественной, так и экономической формацией, которая будет характеризоваться особыми свойствами и особым устройством. Так, фундаментом общественной системы является экономическая среда, которая и определяет социальные и политические институты, ясную духовную систему общества.

Замечание 1

Экономическая, социальная и политическая форма общественных отношений формируется в независимости от сознания определенного индивидуума, поскольку общественное бытие и общественный интеллект это единственная среда, где это возможно в общественном институте, в котором формой индивидуального сознания есть понимание себя в данном обществе относительно общественного сознания.

Маркс проанализировал и составил три важнейших аспекта и закономерных явления, определяющихся в, первую очередь, общественным бытием и общественным сознанием:

  • направления общественного бытия определяются общественным сознанием;
  • общественное сознание относительно самостоятельно;
  • общественное сознание можно сформировать, что может оказывать активное воздействие на бытие общества.

Таким образом, Маркс рассматривал не только общественные отношения разных социальных сообществ, но и анализировал всемирную историю как прогрессивную смену следующих способов производства: дико-племенного, рабского, феодального, капиталистического и будущего коммунистического.

Этапы философского развития человека

К. Маркс определял общую историю философии, как и историю в принципе, и разделял ее на три этапа, которые базируются на методах социальности общества. Первый этап - отношения личностной зависимости, которые могут существовать в любой из форм общественного производства.

Маркс считал, что такие общества не делают человека свободным, так как социум полностью поглощает все сферы его активной жизни. В целом, философ не отделял понятий между крепостным, рабом и городским жителем своей эпохи, считая, что ни один из представителей общества не способен в его условиях существовать свободно, гармонируя с другими социальными субъектами.

Второй этап - это отношения зависимости вещного характера, возникающие в условиях буржуазного способа общественного производства. Данное общество, в первую очередь, относилось к капиталистическому развитию, где человек лично является свободным и его права охраняются государственным аппаратом, но отношения между людьми складываются как отношения товаропроизводителей и товароупотребителей.

Третий этап отношений - гармонические свободные отношения, основанные на универсальностях, которые возникают в условиях универсально развитой экономики и универсального развития человека.

Разумеется, такое видение общества, философских ценностей и понятий вызвало неоднозначную реакцию современников (вплоть до сегодняшнего дня). Так, первые позитивисты О. Конт и Г. Спенсер выступили с критикой и не согласием Марксистской теории построения отношений и общества как социального субъекта.

О. Конт в своем труде ʼʼСистема позитивной политикиʼʼ анализировал развитие исторических событий и философских пониманий по аналогии с развитием человеческого разума и духа:

  • детство - характерный теологический период, которые определяет человека и его мировоззрение путем систематики божества, что выражается в военно-монархические порядке, важнейшую роль играют священнослужители, а главным элементом общества является семья;
  • юность - метафизический этап, который заменяет воображение рассудком, объясняя окружающий мир абстракциями, что выражается в укреплении государственности, подъеме среднего класса;
  • зрелость - позитивный относительно науки период, когда в обществе доминируют позитивисты, а в центре общества предприятие, что выражается в формировании социологии, социальной статики и динамики.

Данный поэтапный прогресс определялся О.Контом как чередование органических и критических эпох.

Органические эпохи - ϶ᴛᴏ временные периоды, в которых преобладает социальное равновесие между различными классами общества и в которых общественные отношения регулируются/управляются эффективными общественными институтами.

Критические эпохи - ϶ᴛᴏ периоды нарушения описанного выше порядка, которые выражаются в неподчинении, проявлении бунта и т.д.

Сам Конт рассматривал данный период как отрицательный, относя Великую Французскую революцию к отрицательному и вредному явлению.

Однако, описанные этапы развития государственности относительно базовых философских пониманий по Конту всячески критиковались ведущими мыслителями и просветителями минувшей эпохи. Поэтому нельзя рассматривать объективно положения определения, а необходимо понимать, что представленные данные являются субъектом, методом выражения теоретической мысли.

Также следует упомянуть известного мыслителя и теоретика Спенсера, который в своих произведениях “Принципы биологии” и “Принципы моральности” характеризовал и рассматривал учение философии как унифицированное знание.

Определение 1

Общество - ϶ᴛᴏ организм, непрерывно стремящийся к равновесию, в связи с этим борьба определенных групп и классов общества - ϶ᴛᴏ болезнь организма.

Прогресс - ϶ᴛᴏ плавное восходящее явление, в котором происходит усложнение структуры и функций организма.

Изменения и новые течения в западной философской мысли 19 века

В отличие от марксизма и позитивизма, в философии 19 века появлялись иррационалистические изменения в воззрениях великих философов С. Кьеркегора, А.Шопенгауэра и Ф.Ницше и других. Появлялись философы, которые не принимали веры в прогресс, разум, гуманистические идеи, а критиковали безграничную веру человека в абстракции и науку.

С.Кьеркегор создал экзистенциальный философский предмет в работе ʼʼИли-илиʼʼ. Этот религиозный мыслитель полагал, что внутренний мир человека не должен быть выражен в понятиях, а дан человеку в переживании его собственной жизни. Со своей сущностью человек может встретиться только в сложнейшие критические моменты жизни. Каждая личность проходит три этапа своего развития:

  • непосредственная жизнь, характеризующаяся чувственными и эмоциональными удовольствиями человека;
  • этический этап, идущий как следствие от первого, прохождение на который требует прохождения пути отчаяния, определяется тем, что человек в сущности не выбирает наслаждение, а чувство долга;
  • этическая стадия, когда личность вступает в непосредственный диалог с высшими силами (Божеством).
Определение 2

Философия Ницше - это нетрадиционная форма философии, представленная в символической форме притч, иносказаний, где стратегически важным понятием философии становится понятие жизни.

Жизнь - ϶ᴛᴏ сложившаяся воля к аккумуляции силы. Жизнь находится по ту сторону добра и зла, это есть вечный повтор трагических начал, жизнь - ϶ᴛᴏ вечное становление.

В мире не существует прогресса, человек как вид не способен прогрессировать, а разрушается, разрушая интеллект, волю к власти, потому что волю к жизни заменяет рассуждениями о ней. Христианство (по философии Ницше) - есть рабская мораль, делающая свободного человека элементом стадного общества.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :