Западная религиозная философия


Западная религиозная философия

Развитие религиозной философии в Европе

Несмотря на активное развитие научных областей, европейская религиозная философия не испытывала проблем в своем существовании. В течение всего 20 века она успешно противостояла идеям материализма и позитивизма. Наиболее видными деятелями религиозной философии в Европе принято считать следующие учения:

  • традиционное католическое учение о философии (учение неотомизма, представленное Ж. Маритепом, Э. Жильсоном, Д. Мерсье, Й. Бохепьским и другими;
  • нетрадиционное католическое учение философии (наиболее активными деятелями являлись Тейяр де Шарден и Р. Нозик);
  • иудаистское направление философии (М. Бубер);
  • религиозно-мистическое направление (метафизика Р. Генои);
  • религиозные экзистенциалистические заключения (Ясперс, Г. Марсель);
  • протестантское философское учение (рефлексии Р. Бультмапа, П. Тиллиха, Р. Кокса и др.).

Для понимания религиозной философии Европы необходимо рассматривать отдельные ее направления в качестве религиозного и философского течения, которое формировало общее представление о жизни, духе и человека в определенный период времени.

В конце 19 века по решению Ватиканского собора, Римский Папа XIII выступил с призывом о восстановлении в католических школах “учения о христианской философии в духе ангельского доктора Фомы Аквинского”.

Так появляется новое течение, провозглашенное католическими кругами как учение единственно верной философии, являющийся официальной теоретической основой идей католицизма.

Таким образом, вся религиозная сформированная философия характеризуется острым противостоянием разного рода догматиков, всех тех, кто являлся приверженцем традиционного теоцентрического учения, а также всех реформаторов, которые являлись сторонниками переориентации основных философских направлений на антропоцентризм (проблематику насущных вопросов человека).

Укрепление позиционирования реформаторов также характеризовалось непростым положением европейских государств 20 века, которые испытывали длительные революции, мировые войны, религиозные и общественные столкновения, экологические катастрофы и др.

Сегодня современная католическая церковь вынуждена акцентировать внимание на проблемах человека, так как в противном случае - потеряет свою актуальность и востребованность. Приверженцы традиционной религиозной философии полагают, что учения должны выражать цели теологии, определять и формировать важнейшие ее истины, посредством разума. Такие приверженцы зачастую предпринимали разного рода попытки примирить науку и церковь, веру и разум.

Тем не менее, преобладавшее в те времена мнение о том, что вера должна вести, давать направление разуму, порождало учение чистого бытия (бесконечности и трансцендентности), противопоставляя конечному бытию и сущности. Проблематика данного учения заключается в потенции, форме и материи вещества, так как по ней вещи возникают как актуализация (осуществление) определенной абстракции.

Замечание 1

Высшее первостепенное формирование мира, осуществляющее бытие всего видимого - есть Бог и его власть над всем, что в мире и над миром (за исключением души человека), где Бог является абсолютом и высшей формой (формой форм), которая создает первичную материю и все то множество и разнообразие форм, которые присутствуют в мире.

По этому определению, материя - это основное и пассивное начало, а форма - активное использование заложенного в нее потенциала и возможностей.

Европейская религиозная философия постмодернизма

Философский постмодернизм - особенность религиозной философской мысли в Европе, которая сформулирована следующими просветителями:

  • Жаком Лаканом;
  • Жаком Деррида;
  • Жоржом Батайя;
  • Жильем Делеза;
  • Жаном Франсуа Лиотара;
  • Жаном Бордрийяра;
  • Ричардом Рорти и другими.
Замечание 2

Первостепенная и основная цель учения постмодернизма - минимизировать многовековой диктат законодательного разума, тем самым продемонстрировать, что его попытки познания истины являются проявлением гордыни и лжи человека, путем использования разума для оправдания своих тоталитарных желаний.

Таким образом, основные принципы постмодерна в развитии философской религиозной мысли заключается в следующих направлениях:

  • направление объективной сущности, которая иллюзия;
  • направление истины, которые неоднозначна и различна;
  • направление обретения знаний, что является бесконечным процессом;
  • направление действительности, которая определяется человеческими желаниями, его выбором и поступками;
  • направление человеческого познания, которое не отражает мир, а понимает его в индивидуальной интерпретации.

Одним из первых философов данного консенсуса является известный французский мыслитель - Жан Франсуа Лиотар.

В своем произведении “Состояние постмодерна” (1979) он объясняет феномен постмодерна как культурологическое явление в целом, как определенную реакцию на стандартное видение мира в модернистском учении, социологии, религиоведении, искусстве и т. д.

Таким образом, Лиотар считал, что отличие постмодернистской философии от марксистской в идейности выбора из ряда альтернатив, которые представлены для человека не столько в познанной, сколько в хронологической конфигурации жизненных практик, в социальной области.

Структура религиозной философии

Неотомизм (Этьен Жильсон, Жак Маритен), сформированный в конце ХIХ в. по решению Ватикана учение Ф. Аквинского (томизм), признанный официальной доктриной католической церкви заключался в необходимости поднятии престижа церковной роли в эпоху преобразований.

Основные формулировки Ф. Аквинского заключались в структуре самого мироздания, в соотношении веры и разума, в поиски места человека в мире, что является основой всего учения. Характерные черты этого направления, отличающие его от томизма, – акцентирование на проблемах современного мира и к персональному миру человека.

Все возможности человека, включая разум, нравственные понятия, интуиция и воля, активизируются в творческой деятельности человека, а само учение трактует создание культурных ценностей, воплощения Божественного бытия, истины, красоты и блага для человека в первую очередь в концепции самосовершенствования человека.

Будущее европейской культуры неотомисты (Маритен) связывают с “интегральным гуманизмом”, цель которого - объединение общих ценностей христианства и проблематик современного человечества.

Персонализм (Э.Мунье, Ж.Лакруа и др.), сформированный в 20-30-е года 20 века, определяется концентрированием учения на личности, на конкретике его свободы и его проблем, как центр рассматриваемого.

Само учение персонализма характеризует человека в его непрерывной связи с окружающим миром. В реальном мире, в конкретных жизненных проявлениях формируется личность и происходит явление становления личности, которое называется персонализацией. Главными качествами данного аспекта выступают свобода и понимание выбора.

Личность в персонализме проявляется во взаимодействии с внешним миром и в акцентировании своего потенциала на собственном внутреннем мире, причем в условиях, когда оба понятия тесно взаимосвязаны между собой. Базой данной связи являются творчество и коммуникация личности.

Определение 1

Религиозный эволюционизм (тейярдизм), сформированный философией П.Тейяра де Шардена и его последователями - наиболее позднее явление в религиозной философии Европейских учений.

Тейяр де Шарден (1881 – 1955) – французский ученый-естествоиспытатель и священник, пытался в своих трудах объединить понятия Божественного начала с теорией эволюции, где Божественное начало являлось предпосылкой и первопричиной появления всего.

Замечание 3

Мир (Универсум) в понимании европейских мыслителей - это живой организм, пронизанный Божественной силой и устремленный к постоянному совершенствованию, где причина этого стремления заключается во внутренней духовной энергии, которая ведет к повышению уровня организации материи, к усложнению внешнего (материального) мира. Вершиной эволюции данного учения, разумеется, является человек.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :