Западная европейская философия


Западная европейская философия

Основные положения западноевропейской философии

Определение 1

Западноевропейская философия 18-20 веков - это совокупность разнообразных направлений, различных школ и общественных институтов, выраженных в ряде социальных и духовным тенденциях.

Таким образом, некоторые философы, в том числе О. Конт, Д. С. Милль, Г. Спенсер традиционно отстаивали и наполняли новым содержимым те привычные европейские ценности, которые в периоды 17-18 веков складывались различным западноевропейскими просветителями, общественными деятелями и мыслителями.

Замечание 1

Ценности, которые формировались в эпохе 17 века, характеризуется базовыми ценностями человека как индивидуума в обществе, к которым принято относить веру в разум человека, надежду и веру в светлое будущее для всех, веру в науку, веру в самосовершенствование и совершенствование общества, осуществление социального прогресса и т.д. Они акцентировали свое внимание на вопросах теории познания и научных проблемах.

Тем не менее, другие, более скептичные философы своей эпохи по другому рассматривали философскую проблематику общества.А. Шопенгауэр, С. Кьеркегор, Ф. Ницше и ряд других мыслителей не традиционно относились ко многим ценностям духовной жизни прошлой эпохи и фактически вся их целостная работа заключалась в попытке сформулировать новые ценности для общества, которые были обоснованными относительно приближением эпохи революционных действий и войн, таким образом, обращая внимание на опасности, кроющих в ближайшем будущем.

Однако, были и те философы, которые занимались особыми вопросами организационности человеческой деятельности (в частности общесоциальной) - называемые прагматистами. Некоторые из них объектом своих умозаключений и собственных философских решений сделали проблему онтологии и философской антропологии.

Факт того, что ряд (большая часть) философских учений 20 века уходят к течениям более древних, когда 17, а когда и 19 веков, наталкивает на мысль о том, что общая направленность философских изысканий и теорий характеризуются в рамках одной тематики, одной проблематики и схожих социальных вопросов. Это несколько увеличивает общее понимание западноевропейской культуры, позволяя избежать внешней классификации и систематики философских учений в зависимости от конкретных вековых рамках.

Философия Артура Шопенгауэра

Артур Шопенгауэр (1788 — 1860) - известный немецкий мыслитель и философ, внесший огромный вклад в развития науки философии как для европейского общества, так и для всего мира. Самыми популярными творчествами писателя являются:

  • "Мир как воля и представление"
  • “О свободе воли” (1839),
  • "Об основании морали (1841),
  • “Афоризмы житейской мудрости (1851).

Согласно автору произведений, понятие философия - это познание настоящей и действительной сущности окружающего нас мира, в котором существуют люди, и который существует в людях. Этический результат любой философской мысли всегда концентрирует внимание на себя наибольшее внимание и справедливо считается центральным ее пунктом.

Философия Шопенгауэра являет собой весьма противоречивое учение. Тем не менее, его принципы и понятия остаются оригинальными и яркими определениями тайны бытия и сущности человека. Его учение зачастую определяли (и определяют) в жизнеорицающее явление, в котором можно рассмотреть источники философии жизни. Такая разность и неопределенность в учении, характерная Шопенгауэру, характерна и для всей европейской философии, которая пытается дать вопросы на все интересующие человека духовные вопросы.

В собственных философствованиях А. Шопенгауэр отходил из умозаключений И. Канта, считая его наиболее значимым и великим философом эпохи. Это, тем не менее, не мешало Шопенгауэру относиться к философии И. Канта довольно критически. Интересен и тот факт, что сам писатель с призрением относился к спептическим философам своего времени к К. Фихте, Шеллингу и Гегелю, которые зачастую отрицали многие духовные этапы развития человека (в их числе и религия).

Шопенгауэр определял в своих произведениях, что к “вещам в себе у познающего субъекта нет дороги извне”. Другими словами, определял процесс познания через эмпирические и рациональные направления. По его словам, к “вещам в себе” “для нас открыта дорога изнутри, словно подземный ход”. Это свидетельствует о наличии теории индивидуальности и персональности человека, который сам должен найти свой жизненный путь и ответы на интересующие его духовные вопросы. Такая тенденция является общей европейской тенденцией.

Объективному пониманию, уделом которого является понятие мира на базе мировосприятия и явлений мира, Шопенгауэр противопоставляет интуитивное понимание сущности всего, способное привести человека в неизведанный и непостижимый мир действительности. Интуитивное понимание в словах философа - это не понимание внешнего мира и его изменений, а в первую очередь определение себя и поиска бытия всего.

В целом, для европейских философов, как и для Шопенгауэра первостепенно стоит вопрос о философствовании, который заключается в том, как избежать страдания. По мнению мыслителей, избежать страдания возможно путем волей жизни, которая определяется незаконченным и ущербным этапом в жизни человека. Такое ее состояние жизненной воли и души человека по мнению писателя - естественно.

Воля к жизни - это несчастная воля, так как она не избавляет душу человека грусти, и страданий. Согласно Шопенгауэру, воля формируется морально-духовным содержанием, когда человек отрешается от собственного себя. То есть, нравственная воля представляет собой умерщвление воли к жизни и к свободе и именно этот путь является путем получения свободы и нравственной чистоты.

Философское понимание свободы в европейской культуре

Свобода в понимании большинства мыслителей и философов 18-20 веков в странах Западной Европы рассматривается как отсутствие преград и помех. Таким образом, она может являться в физической, интеллектуальной и моральной оболочки. Причем физическая свобода характеризуется отсутствием любых материальных препятствий на пути ее получения.

Свободная мораль выступает в качестве неродственного инструмента реализации независимой свободной воли человека, которая является трансцендентальной. Воля в представлениях философов - это истинное ядро человеческой личности.

Шопенгауэр возражал тем философам, которые пытались доказать на основе своих работ, что целью жизни человека есть (во всяком случае должно быть) - счастье, которое достижимо и доступно для каждого человека, живущего в этом мире.

Замечание 2

Однако, Шопенгауэр отстаивал позицию о том, что счастье в этом мире нереализуемо, а смыслом жизни немецкий философ представлял идеалы аскетизма, святого, отшельника и человека, который избрал героический жизненный путь, служение правде.

Акцентируя на подавление воли к жизни, мораль Шопенгауэра санкционирует жизненную неволю, аскетизм и позицию самоотречения. Шопенгауэр утверждал: "Моя философия — единственная, которая знает нечто высшее, а именно аскетизм. Этическое совершенство состоит в том, чтобы избавиться от самолюбия, от служения своему Я и от удовлетворения личных эгоистических желаний”. Мыслитель настаивал на принятии страданий человека как нечто должное и естественное.

Тем не менее, аскетизм - не последний этап шопенгауэровской этики. Этот этап характеризуется больше не страданием человека, а состраданием его к другим. По мнению Шопенгауэра, “всякое человеколюбие, даже истинная дружба, которое не есть сожаление, сострадание… это не добродетель, а своекорыстие”.

Интересен также тот факт, что презираемый Шопенгауэром Ф. Ницше писал: “Я принадлежу к тем читателям Шопенгауэра, которые прочитав одну его страницу, вполне уверены, что они прочитают все, написанное им, и будут слушать каждое сказанное им слово. У меня сразу появилось доверие к нему, и это доверие теперь таково же, каким было девять лет назад. Я понял его, как будто он писал для меня”.

Таким образом, множество европейских философов, в том числе и Ф. Ницше называли А. Шопенгауэра вождем, который ведет “с высот скептического недовольства или критического отречения на высоты трагического жизнепонимания”.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :