Социальная философия представляет собой систему теоретического знания, относительно общих закономерностей и тенденций взаимоотношений социальных явлений, а также общественного функционирования и развития, и целостного течения социальной жизни.
Общество – это часть материального мира, которая обособилась от природы, но осталась с ней тесно связанной, и включает в себя некоторые способы взаимоотношения и объединения людей.
Законы общественного развития являются довольно сложным теоретическим положением.
Человек является активной стороной, без которой невозможно осуществление ни одного типа деятельности, в любой активности. Деятельность человека может направляться на другого человека, например, в системе образования, на вещи – орудия труда, а также символы и знаки, к которым относят устную и письменную речь, информацию, содержащуюся на различных носителях – дисках, книгах, флешках, картинах и пр.
Сам по себе человек, как и любая вещь без человека, еще не может образовать социальное действие. Для такого действия необходимо наличие между ними связи. Элементами человеческой деятельности являются сами люди, физические вещи и символы, а также связи между ними, которые должны непрерывно воспроизводиться. Это и порождает основные виды социальной деятельности.
Определение и исследования основных законов общественного развития в социальной философии – это одна из отличительных черт социальной философии, и именно этими законами образован главный инструмент анализа развития общества и формирования представлений относительно их перспектив. Вся общность законов социальной философии подразделяется на:
Общественные законы – это объективно существующая, повторяющаяся и существенная связь между явлениями общественной жизни или этапами истории, и процесса, характеризующего поступательное историческое развитие.
В самом начале становления социальной философии, отдельные мыслители высказывали идею о закономерном характере исторического процесса. Аристотель создал учение о взаимосвязи различных форм государства с конкретным этапом общественного развития. Боден и Монтескье выступали с характеристикой принципа связи общества и географической среды, то есть проблемы исторического детерминизма. Вико и его теория исторического круговорота базировалась на том, что каждый народ при воспроизведении ступени жизни каждой отдельной личности, проходит последовательно три стадии развития – божественную, героическую и человеческую, после чего наступает стадия распада. Взгляды Гегеля имели огромное значение в развитии идеи об общественных законах. Гегель первым попытался показать историческое развитие, ее внутреннюю связь,
Научное решение вопроса относительно общественных законов, впервые было дано с точки зрения материалистического понимания истории. Это было своеобразным условием для открытия общественных законов. Как было установлено К. Марксом и Ф. Энгельсом – основателями исторического материализма – в общественной жизни действие законов проявляется как тенденция, то есть законами определяется основная линия общественного развития.
Объективный характер общественных законов заключается в том, что люди могут лишь познать их, при этом законы не создаются и не могут отменяться людьми.
Основателями формационных законов считают К. Маркса и Ф. Энгельса. По выражению самого Маркса, базовое положение формационного подхода, или материалистическое понимание истории, может быть сформулировано следующим образом.
Основа общественной жизни, или фундамент общества – способ воспроизводства материальной жизни, который необходим, чтобы удовлетворять материальные потребности человечества. В этом случае законами материального мира был обусловлен принцип существования и развития общественного бытия. Формационный подход предполагает, что каждая из последующих стадий развития общества должна вытекать из предыдущей, становясь ее продолжением, но в усовершенствованной и видоизмененной форме.
Движущая сила исторического развития – классовая борьба, которая возникает как ответ на социальную дифференциацию общества и приводит к его расколу на несколько антагонистических классов.
Так как миром правят только универсальные диалектические законы, то в соответствии с их установлениями протекает смена социально-экономических формаций. В соответствии с этим, можно сказать, что всемирной истории характерен глубокий смысл, связанный с грандиозным процессом чередования во времени целого ряда общественно-экономических формаций, начиная с самой низшей, первобытной, стадии. Вся история прошла сквозь несколько стадии:
По словам К. Маркса, именно в коммунизме, заканчивается предыстория развития человечества и начинается его истинная история.
Закон народонаселения предполагает, что основополагающим фактором развития человеческого общества является и народонаселение, которое олицетворяет естественный процесс воспроизводства и развития человеческого рода. В первую очередь, этот процесс осуществляется в рамках семьи, которая вместе с этим является и биологической, и социальной ячейкой общества.
Советскими демографами, философами и социологами была проведена громадная работа, исследовались законы народонаселения и их связь с демографическими закономерностями. Также были предложены различные формулировки основного закона народонаселения в социалистическом обществе. Эти формулировки, как и закон народонаселения, который сформулировал К. Маркс, представляют собой политико-экономические законы, выражающие определенные общественно-экономические отношения экономического воспроизводства, развития народонаселения, а также степени и характера использования трудоспособного населения в процессе общественного производства.