Древнегреческая социальная философия


Древнегреческая социальная философия

Понятие Древнегреческой социальной философии

Определение 1

Социальная философия представляет собой систему теоретического знания, относительно общих закономерностей и тенденций взаимоотношений социальных явлений, а также общественного функционирования и развития, и целостного течения социальной жизни.

Ранними греческими философами человек еще не был выделен в отдельную сферу социального из общекосмической жизни: считалось, что космос, общество и индивид подчинены действию одного и того же свода законов, а зачастую рассматривались в качестве зеркального отражения друг друга.

Софисты первые обратили внимание на отличия непосредственно природы и человеческих законов, и высказали идею относительно равенства всех людей. Некоторые софисты считали, что законы – это основа нормального существования людей.

Но Антифонтом государственные установления считались злом. Ликофонт отвел закону роль гарантии личных прав каждого гражданина государства, а Трасимах при этом утверждал, что правители всегда стремятся навязать гражданам законы, выгодные для себя.

Теория совершенного государства у Платона

Платон разработал теорию совершенного государства, которая представляла собой ясную, последовательную и хорошо аргументированную концепцию коллективистического общества. Платон основывался на идеях несовершенства индивидов и идей его подчиненности интересам целого, не зависимо от рассмотрения целой вселенной, города, рода или любого другого коллектива.

Замечание 1

Платон считал, что индивид из-за характерной ему внутренней ограниченности не может считаться совершенным.

Известно несколько степеней совершенства человека, но все они зависимы от других людей и целостного государства. Государство необходимо ценить выше индивида, так как именно в государстве человек способен развить свои способности.

Платоном рассматривались пять возможных форм государства и четыре из них счел порочными, так в них царило разделение, своенравие, раздор и т.д. Пятая форма была придумана самим Платоном – это так называемое идеальное государство, главной характеристикой которого выступает справедливость. В таком государстве все население разделено на три социальные группы:

  • философы;
  • воины;
  • ремесленники и земледельцы.

План Платона был рассчитан на построение античного города-государства, не ограниченного никакими рамками, то есть, это было бы государство, стабильно работающее, мощное, а правители должны бы были следить за тем, чтобы оно не разрасталось. Выдвижение единой цели для всего государства – это недопущение никаких перемен и обеспечение простирающейся неограниченно стабильности государства. Такое платоновское государство - наилучшее и даже божественное – исключительно враждебно настроено по отношения к индивидам его составляющим. В таком наилучшем государстве, человек может достичь того счастья, которое будет соответствовать его природе, а само государство будет базироваться на идеи об абсолютном благе и абсолютной справедливости.

Всем этим ценностям присуща коллективистическая направленности, а государство в этом смысле является совершенным. С позиций индивидуалистического общества, платоновский гуманизм – это антигуманизм, а справедливость – это чистой воды несправедливость, а значит, и счастье является несчастьем для каждой индивидуальной личности. Этим объясняется почему у платоновского государства не было шансов на его реализацию.

Теория совершенного государства по Аристотелю

Аристотель резко критиковал идеальное платоновское государство. Платон предлагал упразднить семью и частную собственность, а это противоречит природе человека, то есть является нереальным. Частная собственность необходима для успокоения человеческой души, без этого он чувствует себя незащищенным. Аристотель настаивал на естественном происхождении государства, схожем с происхождением живых организмов. Он считал города и государства естественными образованиями, а человека, по природе своей, - политическим животным.

Государство не может быть объектом для реализации радикального искусственного переустройства. Генетически заложено так, что семья – это звено, предшествующее сельской общине, а сельская община предшествует городской структуре, то есть полису. По верховенству, полис, или государство – это высшая и всеобъемлющая форма социальных связей, которая первична относительно семьи и индивида. Конечной целью полиса, как и индивида, является достижение счастливой и прекрасной жизни. Основной задачей государства является воспитание граждан в духе нравственной добродетели.

Замечание 2

Аристотель считал условно-образцовым государственным устройством некоторое смешение олигархии и демократии, при котором поляризация бедных и богатых снимается в связи с преобладающим количеством зажиточного среднего слоя.

Таким образом, можно сказать, что Аристотель первый сформулировал вопрос, который и на сегодняшний день вызывает ожесточенные дискуссии. Необходимо ли предоставлять обществу возможность спонтанного развития или следует радикально перестраивать его в соответствии с законами разума, чтобы у центральной власти была возможность контролировать весь объем имеющихся материальных и духовных ресурсов, а также так же на этой основе упорядочивать взаимоотношения людей.

Аристотель отчетливо ощущал угрозу от экстремистски настроенных разумов и был склонен к идеям самозарождения порядка в обществе. Именно спонтанное развитие могло дать столь эффективные инструменты, которыми являются мораль, язык, право, денежная система, рынок и пр.

То есть, можно сказать, что в античном мире был сформирован новый тип человека – свободный гражданин. При этом границы его свободы внутри полиса, то есть города-государства были определены законом, и эти границы полностью защищали гражданина от вмешательства со стороны государства в его личную, частную жизнь.

Таким образом, в конце V века до н.э. в античном мире остро встала проблема, касающаяся природы социального порядка и того представления, каким же он должен быть, чтобы являть нерушимым и достаточно прочным. Платон и Аристотель, как было описано выше, давали два совершенно различным взгляда на эту проблему.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :